Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Каждый факт исполнения

Это, на первый взгляд загадочное, неприятие разительно не совпадает с восторженным приятием опер Вагнера русской аудиторией в начале XX в. Легче, вероятно, понять, почему и вагнеровская мифология, и его оперная реформа оказывались чужды Чайковскому с его стремлением к «чисто человеческому», нежели антивагнеровские заявления кучкистов, чьи интересы также были устремлены и к мифологии, и к оперно-рефор-маторским идеям.

 
 

Присутствие в непосредственной близости

Все изложенное выше, конечно, не более чем беглый обзор темы, попытка наметить основные ее очертания. Для углубленного раскрытия картины мира в русской музыке второй половины XIX в. необходимо было бы выявить особенности этой картины в творчестве каждого крупного мастера, гораздо подробнее проследить процессы, происходившие в не-композиторском творчестве, внимательнее отнестись к вопросу о значении западноевропейского опыта для становления национальной композиторской школы и т. д.

 
 

Театр и 1840-е годы

1840-е годы интерес к текущей русской жизни, ее социальным и нрав-ЖМ ственным проблемам заметно расширяется, привнося новые тенденции в развитие реализма во всех областях творчества. Совершающийся, несмотря на все внешние затруднения, процесс дальнейшей демократизации русской культуры вводит в искусство множество новых сил, возбуждая творческую инициативу, вызывает новый взгляд на привычные, казалось бы, явления действительности.

 
 

Лермонтов - основоположник русского экспериментального психологического романа

Погибает, едва начав творить, Лермонтов - основоположник русского экспериментального психологического романа. Трагически умирает Гоголь, не пережив крушения своей веры в магические возможности искусства, в его способность исцелить человечество, и прежде всего Россию от ее великих грехов и бед; угасает Мочалов - выразитель негодования и отчаяния предшествующей пушкинской эпохи - этих неотъемлемых элементов ее сложной духовной целостности.

 
 

Ярко проявляющаяся в художественной жизни середины века тенденция к демократизации искусства

Распространяется понимание литературной культуры не как результата деятельности выдающихся талантов, но как результата приложения усилий «обыкновенных талантов», «средних», но многих, объединенных общим «направлением», «верным взглядом на общество».

 
 

Чиновничье-бюрократическая прослойка

Чиновничье-бюрократическая прослойка, жизнь бедноты, обитателей городского «дна», быт и нравы крепостной и пореформенной деревни, включая сюда и низы ее и верхи, и крестьян и помещиков, ремесленная, мещанская среда - вот те сферы действительности, которые более всего привлекают к себе внимание авторов натуральной школы: Н. А. Некрасова, А. Ф. Писемского, Д. В. Григоровича, Я. П. Буткова, И. И. Панаева, А. Я. Кульчицкого, А. И. Пальма, А. П. Башуцкого, В. И. Даля (Казака Луганского), П. Н. Кудрявцева, В. А. Соллогуба, Е. П. Гребенки и ряда других.

 
 

Писатели нового направления

Способность художника создать тип, т. е. выявить в человеке, во всем его облике и характере имманентные закономерности той или иной среды, ее признаки, объяснить человека через среду, а среду через человека, можно признать тем эталоном художественного мастерства, на уровне которого находятся лучшие произведения «натуральной школы».

 
 

Способность художника

Для того чтобы иначе увидеть картину мира и, не порывая с принципом верности правде действительной жизни, охватить этот мир в большем объеме, глубокой исторической перспективе, для того чтобы открыть в самой личности нечто не покрываемое понятием среды, однако входящее в состав реальности, нужна была новая точка зрения на природу человека и диалектику исторических процессов в сравнении с той, которой обладала «натуральная школа».

 
 

Понятие правды

Рассматривая театр второй половины XIX в. с точки зрения «его способности интегрировать сложные духовные искания России изучаемой эпохи, быть зеркалом ее социальных устремлений» , мы прежде всего задумываемся над тем, в каких, собственно, формах происходила эта интеграция в театре данного периода, над художественной спецификой самих этих форм.

 
 

Рассматривая театр второй половины XIX в.

В литературе или живописи произведение возникает как результат уединенного индивидуального труда. Картина мира встает перед сознанием читателя или зрителя со страниц романа или с полотна живописца, сохраняя свою независимость, не исчерпываясь возможностями ее воспринимающего субъекта, тогда как в театре, где господствует принцип действенно-игрового отражения действительности, произведение подчиняется законам пространства и времени. Оно возникает перед глазами зрителей в процессе непосредственного исполнения и столь же непосредственного восприятия, не поддается отчуждению и само имеет тенденцию к тому, чтобы превратиться в процесс.

 
 

Режиссура в известной степени

Но в театре того типа, о котором пока идет речь, мир рассматривается со стороны человека и лишь по отношению к человеку, как главной и абсолютной ценности. Он, этот мир, преображается не сам по себе, он не является главным действующим лицом спектакля; на сцене изображается человек, которого стремится поработить этот мир, сделать его лицом характерным, превратить в бытовой тип, исказить внешне и внутренне.

 
 

Жизнь.. . такая, как она есть

В нашем театроведении сложилось представление о театре изучаемой эпохи как о явлении крайне двойственном, непоследовательном в осуществлении своей реалистической программы. Разлад между уровнем актерского искусства и пренебрежением к художественной организации спектакля в целом, слишком вольное обращение исполнителей с пьесой, слишком активные их взаимоотношения с публикой истолковывались (во спасение престижа театра) как следствие дурных актерских привычек, недостатка культуры, а главное - административной небрежности дирекции императорской сцены.

 
 

Творческое богатство актерского театра

Структура актерского театра находила при этом и идейную свою опору, и свое эстетическое подтверждение. Необходимо иметь в виду своеобразие актера как особого типа художника соединяющего в своей личности и творца, и материал, из которого он творит, и собственное свое произведение. Полнота и независимость, артистизм, с какими осуществлялся в актере этот творческий цикл на сцене театра второй половины века, формировали в нем одновременно и особое ощущение своей художественной и общественной сверхзадачи, очень точно воспринимаемой зрителем и глубоко необходимой ему в обыденном его существовании.

 
 

Структура актерского театра

Впоследствии перед лицом грозных массовых явлений русской действительности рубежа и начала XX в. изменятся и самосознание личности, и тип гуманизма, и непосредственное ощущение текущего жизненного процесса. Но сейчас, в XIX в., театр, представляя себе человека в качестве «центра жизни», ее хозяина, защищая его права и достоинство с этих позиций, отражал тот тип гуманизма, который был свойствен обществу и с которым оно, это общество, связывало и веру свою, и свои надежды.

 
 

Утверждение неистребимой ценности человеческой личности

Определяющее значение для жизнестойкости жанров и их способности к развитию имело искусство актеров, умевших использовать сюжетные схемы для создания жизненных, современных образов.

 
 

Случайные статьи

Система духовной культуры

Эта многоликость художественного продукта не перечеркивает вместе с…

Жанр литературного развития XIX века

Характерная в этом отношении для литературного развития XIX в. черта…

Искусство и жизнь

Исконная способность искусства - давать образ «начала», звать к…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…