Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Каждый факт исполнения

Это, на первый взгляд загадочное, неприятие разительно не совпадает с восторженным приятием опер Вагнера русской аудиторией в начале XX в. Легче, вероятно, понять, почему и вагнеровская мифология, и его оперная реформа оказывались чужды Чайковскому с его стремлением к «чисто человеческому», нежели антивагнеровские заявления кучкистов, чьи интересы также были устремлены и к мифологии, и к оперно-рефор-маторским идеям.

 
 

Присутствие в непосредственной близости

Все изложенное выше, конечно, не более чем беглый обзор темы, попытка наметить основные ее очертания. Для углубленного раскрытия картины мира в русской музыке второй половины XIX в. необходимо было бы выявить особенности этой картины в творчестве каждого крупного мастера, гораздо подробнее проследить процессы, происходившие в не-композиторском творчестве, внимательнее отнестись к вопросу о значении западноевропейского опыта для становления национальной композиторской школы и т. д.

 
 

Театр и 1840-е годы

1840-е годы интерес к текущей русской жизни, ее социальным и нрав-ЖМ ственным проблемам заметно расширяется, привнося новые тенденции в развитие реализма во всех областях творчества. Совершающийся, несмотря на все внешние затруднения, процесс дальнейшей демократизации русской культуры вводит в искусство множество новых сил, возбуждая творческую инициативу, вызывает новый взгляд на привычные, казалось бы, явления действительности.

 
 

Лермонтов - основоположник русского экспериментального психологического романа

Погибает, едва начав творить, Лермонтов - основоположник русского экспериментального психологического романа. Трагически умирает Гоголь, не пережив крушения своей веры в магические возможности искусства, в его способность исцелить человечество, и прежде всего Россию от ее великих грехов и бед; угасает Мочалов - выразитель негодования и отчаяния предшествующей пушкинской эпохи - этих неотъемлемых элементов ее сложной духовной целостности.

 
 

Ярко проявляющаяся в художественной жизни середины века тенденция к демократизации искусства

Распространяется понимание литературной культуры не как результата деятельности выдающихся талантов, но как результата приложения усилий «обыкновенных талантов», «средних», но многих, объединенных общим «направлением», «верным взглядом на общество».

 
 

Чиновничье-бюрократическая прослойка

Чиновничье-бюрократическая прослойка, жизнь бедноты, обитателей городского «дна», быт и нравы крепостной и пореформенной деревни, включая сюда и низы ее и верхи, и крестьян и помещиков, ремесленная, мещанская среда - вот те сферы действительности, которые более всего привлекают к себе внимание авторов натуральной школы: Н. А. Некрасова, А. Ф. Писемского, Д. В. Григоровича, Я. П. Буткова, И. И. Панаева, А. Я. Кульчицкого, А. И. Пальма, А. П. Башуцкого, В. И. Даля (Казака Луганского), П. Н. Кудрявцева, В. А. Соллогуба, Е. П. Гребенки и ряда других.

 
 

Писатели нового направления

Способность художника создать тип, т. е. выявить в человеке, во всем его облике и характере имманентные закономерности той или иной среды, ее признаки, объяснить человека через среду, а среду через человека, можно признать тем эталоном художественного мастерства, на уровне которого находятся лучшие произведения «натуральной школы».

 
 

Способность художника

Для того чтобы иначе увидеть картину мира и, не порывая с принципом верности правде действительной жизни, охватить этот мир в большем объеме, глубокой исторической перспективе, для того чтобы открыть в самой личности нечто не покрываемое понятием среды, однако входящее в состав реальности, нужна была новая точка зрения на природу человека и диалектику исторических процессов в сравнении с той, которой обладала «натуральная школа».

 
 

Понятие правды

Рассматривая театр второй половины XIX в. с точки зрения «его способности интегрировать сложные духовные искания России изучаемой эпохи, быть зеркалом ее социальных устремлений» , мы прежде всего задумываемся над тем, в каких, собственно, формах происходила эта интеграция в театре данного периода, над художественной спецификой самих этих форм.

 
 

Рассматривая театр второй половины XIX в.

В литературе или живописи произведение возникает как результат уединенного индивидуального труда. Картина мира встает перед сознанием читателя или зрителя со страниц романа или с полотна живописца, сохраняя свою независимость, не исчерпываясь возможностями ее воспринимающего субъекта, тогда как в театре, где господствует принцип действенно-игрового отражения действительности, произведение подчиняется законам пространства и времени. Оно возникает перед глазами зрителей в процессе непосредственного исполнения и столь же непосредственного восприятия, не поддается отчуждению и само имеет тенденцию к тому, чтобы превратиться в процесс.

 
 

Режиссура в известной степени

Но в театре того типа, о котором пока идет речь, мир рассматривается со стороны человека и лишь по отношению к человеку, как главной и абсолютной ценности. Он, этот мир, преображается не сам по себе, он не является главным действующим лицом спектакля; на сцене изображается человек, которого стремится поработить этот мир, сделать его лицом характерным, превратить в бытовой тип, исказить внешне и внутренне.

 
 

Жизнь.. . такая, как она есть

В нашем театроведении сложилось представление о театре изучаемой эпохи как о явлении крайне двойственном, непоследовательном в осуществлении своей реалистической программы. Разлад между уровнем актерского искусства и пренебрежением к художественной организации спектакля в целом, слишком вольное обращение исполнителей с пьесой, слишком активные их взаимоотношения с публикой истолковывались (во спасение престижа театра) как следствие дурных актерских привычек, недостатка культуры, а главное - административной небрежности дирекции императорской сцены.

 
 

Творческое богатство актерского театра

Структура актерского театра находила при этом и идейную свою опору, и свое эстетическое подтверждение. Необходимо иметь в виду своеобразие актера как особого типа художника соединяющего в своей личности и творца, и материал, из которого он творит, и собственное свое произведение. Полнота и независимость, артистизм, с какими осуществлялся в актере этот творческий цикл на сцене театра второй половины века, формировали в нем одновременно и особое ощущение своей художественной и общественной сверхзадачи, очень точно воспринимаемой зрителем и глубоко необходимой ему в обыденном его существовании.

 
 

Структура актерского театра

Впоследствии перед лицом грозных массовых явлений русской действительности рубежа и начала XX в. изменятся и самосознание личности, и тип гуманизма, и непосредственное ощущение текущего жизненного процесса. Но сейчас, в XIX в., театр, представляя себе человека в качестве «центра жизни», ее хозяина, защищая его права и достоинство с этих позиций, отражал тот тип гуманизма, который был свойствен обществу и с которым оно, это общество, связывало и веру свою, и свои надежды.

 
 

Утверждение неистребимой ценности человеческой личности

Определяющее значение для жизнестойкости жанров и их способности к развитию имело искусство актеров, умевших использовать сюжетные схемы для создания жизненных, современных образов.

 
 

Случайные статьи

Антропологический взгляд

Есть художественные формы, являющиеся как порождение - и…

Автономность художественного произведения

Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного…

Престиж фольклора и фольклористики

Курс фольклористики нередко при всех оговорках остается едва ли не…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…