Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Настоящая история народовольческого цикла

Здесь же большая сдержанность эмоциональных оттенков, - пожалуй, исток художественной цельности маленького полотна. Здесь действуют прежде всего более обобщенные и более устойчивые для русского пейзажа акценты: и образ «большой дороги», к концу 1870-х годов уже достаточно укорененный в художественном обороте, и бесконечная вытянутость горизонта, предвосхищающая более позднюю серовскую «бабу в телеге» и образовавшая в искусстве второй половины XIX - начала XX в. как бы выразительный архетип придавленности, распростертости деревенского российского мира.

 
 

Работы 1878-1879 годах

Среди работ, задуманных и начатых в 1878-1879 годах, были прежде всего такие, где Репин как бы непосредственно ощущал себя участником народнического нравственного движения. Это эскиз к «Аресту пропагандиста» из бывшего собрания Лезина (ныне ГРМ), так называемый «остро-уховский» эскиз к этой же картине (ГТГ) и картина «Отказ от исповеди перед казнью» в том ее виде, в каком она была завершена в 1885 г., ибо это завершение, по-видимому, вполне отвечало ее первоначальному замыслу 1879 г.

 
 

1877-1878 годы

С этого момента идея «наказания властей» за издевательства над их жертвами, подобно пожару, распространилась среди народнической молодежи. Возмущение правительственными расправами над лучшими людьми, желавшими только добра, достигало такого накала, что общество оправдало выстрел Засулич. Присяжные вынесли ей оправдательный приговор, что вызвало уже целую волну покушений на полицейских и правительственных чинов. В 1878-1881 гг. развернулась «кровавая война» между террористами и властями, при этом, чем более активно народовольцы «наказывали» представителей власти, тем более мстительные расправы они вызывали в ответ.

 
 

Современные события

Интересно, что, уподобляя современные события и современных людей евангельским прототипам, писатели и художники прибегали тогда к посредничеству иконографии мирового изобразительного искусства. Например, Достоевский, для которого отношения князя Мышкина и Настасьи Филипповны в «Идиоте» как бы «просвечивали» фигурами евангельских Христа и блудницы, описал внезапную встречу своих героев в композиционной схеме «me tangere», очень распространенной в мировом искусстве (в том числе, например, у Александра Иванова).

 
 

Тайная вечеря

Однако в сюжетных ситуациях эскизов могли более косвенно отразиться и ситуации тех русских картин, о которых я только что упоминал. В эскизе из бывшего собрания Лезина основа - в противопоставлении героя и «предавшего его», угольно-черную фигуру которого находим в правом углу композиции. Но ведь такое же противопоставление Христа и мрачной фигуры предателя было и в «Тайной вечере» Ге, произведшей в свое время на художников огромное впечатление. В остроуховском эскизе конфликт совершенно иной.

 
 

Конкретные художественные приемы

А отсюда и конкретные художественные приемы, показательные для всей этой линии. Картины, которые должны были вырасти из эскизов из бывших собраний Остроухова и Лезина, должны были быть одномоментными - тоже подобно «Тайной вечере» Ге.

 
 

Уподобления необходимы Репину

Репин достиг здесь, пожалуй, максимальной для всей серии концентрации и цельности замысла. Известно, что Репин вообще очень часто переходил в своем творчестве от суетливо-иллюстративных, почти анекдотических подробностей самых первых своих идей к последующей ясности окончательных решений.

 
 

Картина - последовательно одномоментная

Картина - последовательно одномоментная (как и рассмотренные выше эскизы), запечатлевшая мгновение, когда осужденный величественным движением отклоняется от протянутого ему креста, его лицо (по сравнению с лицами на карандашных эскизах) гораздо более приближено к нам, и из-за этого мы как бы непосредственно присутствуем при этой торжественной для осужденного минуте его судьбы.

 
 

Отказ от исповеди

Это могучая, привязанная к жизни натура - стоит посмотреть на распахнутый ворот тюремного халата на широкой груди, как бы требующей воли и воздуха. Тем более впечатляет самоотречение такого человека, выстраданное «целой жизнью» («Какой характер, какая целая жизнь тут написались», - заметил по поводу этой картины В. В. Стасов).

 
 

Деятельность Ленского

Нельзя сказать, чтобы в театре не было попыток воссоединения этих начал. Попытка, самая решительная и драматичная, во многом предварявшая начинания МХТ, затем же - параллельная ему, принадлежала А. П. Ленскому . Знаменитый актер Малого театра, артистический идеал двух столь полярных режиссеров, как Станиславский и Мейерхольд, педагог, художник, теоретик сценического искусства, Ленский самим ходом вещей и логикой своих занятий был приведен к практической режиссуре и осознал ее необходимость.

 
 

Работа серьезных художников

Вместе с тем установка Ленского на новое театральное дело симптоматична. Режиссура как ведущая профессия театра требовала единовластия и полновластия, формировалась в масштабах не только спектакля, но и театра в целом. Возникал как бы ряд единств, которые ей предстояло освоить: актерский ансамбль, спаянность труппы, целостность спектакля и особое «лицо» театра. Эти единства создавались разрозненно и разновременно, но в рамках казенной системы ни одному из них осуществиться было не суждено. Отсюда упорные стремления людей театра, начиная с Островского, к своему делу вне этой системы и те потоки иных начинаний, что в конце концов помогли создать ей противовес.

 
 

Любительство в России

Любительство и в России развивалось достаточно интенсивно, хотя и несколько в ином плане. Здесь требовалась не столько лаборатория реализма, сколько лаборатория новой сценичности, и сюда были направлены усилия многих, начиная с Мамонтовского кружка, затем - Мамонтовской частной оперы и вплоть до Общества искусства и литературы, ставшего «тигелем» по выплавке режиссуры.

 
 

Общество искусства и литературы

Для этого, однако, потребовался еще один контакт: контакт двух людей театра, за каждым из которых было свое преимущество, своя особая линия. Хотя в конце 1890-х годов в Станиславском виден был уже зрелый режиссер-постановщик, ему недоставало того, без чего не мог окончательно оформиться и новый взгляд на мир, - союза с новейшей драматургией и с той эстетикой сцены, что она несла в себе.

 
 

Другой поток

Программа получила жизнь в спектаклях первого сезона, и более всего в тех двух из них, где определялась судьба МХТ: «Царь Федор Иоаинович» и «Чайка». Спектакли эти нередко противопоставляют как две ипостаси театра; сам Станиславский относил их к разным линиям - «историко-бытовой» и линии «интуиции и чувства»; как образцы Натуралистического театра и Театра настроений осмыслит позднее их Мейерхольд .

 
 

Встреча Станиславского и Немировича-Данченко

Создаваемая архитектурой картина мира и выражаемое ее образами представление о человеке существенно отличаются от картин мира, моделируемых средствами других искусств, даже музыки, с которой она благодаря отвлеченности своего художественного языка имеет как будто больше всего общего. Но и здесь отличие разительное. Они антиподы материального и нематериального в искусстве.

 
 

Случайные статьи

Наличие иррациональных пластов в человеческом духе

Однако историко-философская традиция побуждает многих авторов пока…

Ранняя романтическая концепция

Здесь речь не идет о том, чтобы проследить всю изменчивую историю…

Творчество Л. Н. Толстого

Но философия марксизма дает, разумеется, основания для более широкого…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…