Автор: Михаил Олейников | Категория: Культура
Есть художественные формы, являющиеся как порождение - и символическое выражение - социального быта и миросозерцания народа на определенной стадии его исторического развития. Между тем, согласно антропологическому взгляду на природу художественных форм, чтобы проявиться, им нечего было дожидаться истории.
И не случайно культурология, эстетика, искусствознание, развивавшиеся в русле антропологизма, рассматривали историю культуры и искусства под углом прямолинейного эволюционизма, определяемого все большим и большим развитием личности. Всюду, в том числе и в области исторической поэтики, они склонны видеть различия скорее по степени, чем по качеству. Модернизация становится здесь методом. С этой точки зрения фольклорное искусство представляется неким более или менее элементарным аналогом искусства цивилизованного общества.
С утверждением в науке о художественной культуре - сначала в фольклористике, а затем в сравнительном искусствознании - этнологического принципа вместо антропологического создаются предпосылки для более глубокого осмысления сущности и своеобразия фольклорного искусства. Представление об изначальной предзаданности художественных форм вытесняется убеждением в их генетической обусловленности бытовыми и психологическими основами общественного сознания.
← Сознание или иной взгляд на жизнь | Немецкая эстетика → |
---|