В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Свадебный обряд объемлет собой большую часть I действия (практически от появления Мизгиря и до конца акта), продолжается в III и завершается в IV заключением брачных союзов на заре, при встрече солнца в Ярилин день. Он начинается традиционным ритуальным плачем невесты Купавы «Голубушки, голубушки девицы» с хором подруг («Не отдавай, не отдавай, подружки!
Да и все остальные действия берендеев имеют обрядовый характер. Так, они появляются в Прологе, разыгрывая «Проводы Масленицы», с чучелом Масленицы и другими атрибутами обряда (кстати, сначала он слышен из-за сцены), во II действии дружно славят царя Берендея ритуальным гимном, обрамляющим сцену суда над Мизгирем, завершают оперу грандиозной песнью-славлением и ритуальным обращением ко всемогущему божеству Яриле - символу света, тепла и плодородия, любовной страсти и продолжения жизни.
Смысл и назначение коло - выбор жениха и невесты и их венчание, поклонение плодотворящей силе солнца и оживленной им природы. «Пламя костров, разводимых в навечерии этого дня, - пишет А. Н. Афанасьев, - служило символическим знамением знойного июльского солнца наравне с прочими родственными племенами славяне.
Купальский обряд соединят все миры и пространства сложноорганизованного художественного мира «Млады». В ее центральном III акте, происходящем в Иванову ночь, он также составляет основу всего действия.
Святый вечер, святый вечер». Она также звучит поначалу из-за сцены, издали, в хоровом унисоне, постепенно приближаясь и разрастаясь в полную многоголосную фактуру. И в дальнейшем на протяжении оперы обряд все время идет параллельно: в мире людей, с приветствием Коляды и Овсеня как спутников и защитников рождающегося солнца, и в фантастическом мире ведьм, упырей и прочей нечисти - с противоположным смыслом, как их запугивание, - «бесовская колядка».
Однако важно не только присутствие обрядов в операх композитора, но и их соотношение с основным драматическим действием. Драмы героев, перипетии их взаимоотношений обычно разыгрываются не просто на фоне обряда, а внутри него и в постоянном соотнесении с ним.
В «Младе» романтическая драма героев также неразрывно сопряжена с обрядом, развивается внутри него и практически исчерпывает себя в трех купальских коло: реальном, фантастическом и адском. Так, в реальном мире обрядовый хоровод заводит Воислава, уже связавшая себя с мрачными силами подземелья (Мореной и Чернобогом) в борьбе за любовь Яромира и уверенная в том, что народный обряд станет обрядом венчания и для нее с любимым князем.
Итак, обряды в операх Римского-Корсакова неразрывно связаны с основным драматическим действием и сами являются его неотъемлемой частью, воплощая большую и существенную часть содержания. Все рассмотренные оперы начинаются обрядами, их действие словно бы рождается из обрядов и поглощается ими.
В связи с этим заметим, что природа занимала особое место и в жизни композитора, и в его художественном мышлении - «звукосозерцании» с его синтетической зрительно-слуховой, живописно-музыкальной природой. И само творчество, и множество сохранившихся материалов свидетельствуют о редкостной врожденной, ярко проявившейся уже в раннем детстве непосредственно-чувственной восприимчивости и впечатлительности Римского-Корсакова.
Есть много описаний восторженно-экстатического отношения Римского-Корсакова к природе: его любования дивными закатами, отблесками заходящего солнца, а затем и яркого месяца на морской и озерной глади, звездами на ночном небе и мн. др.
Даже и теперь, когда солнечный купальский эпос для меня уже отчасти утратил прежнее обаяние, я все-таки не могу вполне отрешиться от всякого рода пантеистических идей"».
Римский-Корсаков воплотил в музыке множество пейзажей, которые у него перестали быть отдельным «видом» - вставным эпизодом, а вошли важнейшей составной частью в творимый им образ мира и стали проводниками его фундаментальных философско-художественных идей.
Среди излюбленных природных образов в сочинениях Римского-Корсакова выделяются образы моря, ночного звездного неба и леса (они же превалируют и в жизненных пристрастиях композитора), которые были выбраны не только из-за их волнующей красоты, но и осмыслены как проводники его художественных идей. Именно они давали ему возможность пережить космическое чувство единения с миром и единства мира, вырабатывали ощущение безграничности пространства природы и бесконечпости ее бытия, развивали его страсть к созерцанию-размышлению, складывали представления о человеке как части вселенной, накапливали и формировали в нем тот образ мира, который стал основой его творчества.
Время как бы становится пространством. А пространство мира человека как среда обитания и действия героев многократно расширяется, раскрывается в мир природы. Таким путем в музыкальных пейзажах Римского-Корсакова осуществляется соотнесение сюжетного времени и пространства - исторического, социального, психологического, сказочного, былинного - с внесюжетным и надвременным, с временем вечности, с ее бесконечной длительностью, медленным течением, разреженной событийностью и одухотворенной красотой природно-пространственного континуума.
Вместе с тем, представляя в оперных пейзажах природу как космос и задавая в них глобальные пространственно-временные координаты создаваемой картины мира (что нередко осуществляется уже в самом начале и имеет программный характер, обрисовывая сквозной образ оперы, как, например, в оркестровом вступлении к «Ночи перед Рождеством» - «Святый вечер», к «Садко» - «Окиан-море синее», к «Китежу» - «Похвала пустыне», ко II действию «Сказки о царе Салтане» - «В синем небе звезды блещут.