В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Выходит, что в то время, когда публика, в том числе и достаточно просвещенная, продолжала ждать от драматурга чего-то привычного и знакомого - «народной жизни», «типов» и т. п., - самому ему все это было уже вовсе не интересно и сам он был увлечен совсем иными замыслами. Посылая рукопись только что законченной пьесы заведующему репертуарной частью Александрийского театра П. С. Федорову, драматург писал: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».
В равной мере Лариса - особая роль в судьбе актрисы. Как утверждал тот же Амфитеатров: «Если бы Комиссаржевская ничего кроме Ларисы Огудаловой не сыграла, то и тогда имя ее осталось бы незабвенным в русском искусстве, ибо роль эта была в ее исполнении не только великим артистическим откровением, но и знамением общественного настроения». «Лариса Комиссаржевской - это Гамлет - Мочалова, Любим Торцов - Садовского, Катерина - Стрепетовой, Орлеанская дева - Ермоловой: роль историческая, ибо историю творящая» у.
В 1914 г. в связи с 35-летием появления на свет «Бесприданницы» Долгов в статье, напечатанной в Ежегоднике императорских театров и озаглавленной «Лучшая пьеса Островского», написал, что русский театр должен быть бесконечно благодарен Комиссаржевской, которая «первая обрела ключ к тайне» 60 Ларисы Огудаловой и тем самым дала наконец жизнь традиции в исполнении этой роли.
Не отрицая того факта, будто «что-то больное недугами конца века, неврастеническое» угадывалось в создании Комиссаржевской, Долгов все же склонен утверждать, что актриса «ничего не разрушала, а лишь стремилась пытливо угадать не найденное ее предшественницами очарование пьесы».
Как видим, столь часто потом повторявшиеся слова - «обобщенная женская душа» - впервые были произнесены самой актрисой, а уже потом с готовностью подхвачены критиками. Не отражали ли они в большой степени субъективные стремления Комиссаржевской, которая с присущей ей безоглядностью открещивалась от пройденного пути, в том числе и от своей легендарной Ларисы, созданной 10 лет назад?
А. Я. Бруштейн в своих воспоминаниях фиксирует то, что отличало Ларису, сыгранную Комиссаржевской в ее последний виленский сезон 1895 г., от той Ларисы, которую она показывала в Вильно на гастролях после трех петербургских сезонов. «Прежде она играла Ларису легче, не так трагически-безысходно», - передает писательница впечатление ви-ленских зрителей.
Вопрос о личностном начале, о свободе воли и о духовной свободе был едва ли не главным в творчестве актрисы.
В 1900 г., отвечая отказом на уговоры режиссера Александринского театра Евт. П. Карпова сыграть Марью Андреевну в «Бедной невесте», Комиссаржевская уверяла: «. . .я ее почувствовать не смогу никогда.. . и я совсем не вижу цели в постановке подобных вещей».
Современники увидели в «Бесприданнице» обличение существующего уклада жизни и протест Ларисы против социальной несправедливости. Островский же на самом деле ушел в этой пьесе неизмеримо дальше, продвигаясь от анализа жизненных обстоятельств к исследованию внутреннего мира.
К чести поклонников барышни Огудаловой стоит заметить, что они чувствуют ее непохожесть на других - это и влечет к ней. «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - говорит Кнуров. Но в меру своих представлений о женщине они видят лишь жизненную непрактичность Ларисы, полагая, что ей для счастья необходима только роскошь.
Одному из первых рецензентов спектакля Александрийского театра 1896 г. показалось, что актрисой «мало было подчеркнуто то отвращение, которое должен был ей вселять пошло-самолюбивый Карандышев» . Возможно, рецензент был прав со своей, сугубо бытовой точки зрения. Но в том-то и дело, что с подобной точки зрения не поддавалось суду создание Комиссаржевской.
Пользуясь словом Кугеля и пытаясь следовать за его мыслью, посмеем предположить, что Ермолова, к примеру, в «Бесприданнице» протестовала именно «натурой», т. е. сознательно протестовала против несправедливого жизненного уклада. И, как это умела делать Ермолова, протестовала темпераментно и мощно, но . . .разрушала хрупкую ткань роли.
Стоит обратить внимание на то, как в постановке 1896 г. произошло по сравнению со спектаклями 1870-х и 1880-х годов своеобразное перемещение напряженности и драматизма в пьесе. В игре всех трех предшественниц Комиссаржевской - и Федотовой, и Ермоловой, и Савиной - при разных удачах и потерях их исполнения критики неизменно отмечали сильный драматизм и эффектность последнего акта.
Но еще более важным было другое, что вносила в роль Комиссаржевская своей музыкальностью, своей «певучестью». Говоря о «цыганской натуре» Ларисы, как правило, имели в виду, с одной стороны, таборный образ жизни, к которому-де должна была она привыкнуть, - открытый дом, не слишком строгие манеры, постоянное мужское общество; с другой - цыганщину в мещанском смысле, как пощипывание гитары да попевание чувствительных романсов.
Чехов был гораздо ближе Комиссаржевской, чем Островский. Он был современником. Он был дорог по духу исканий в искусстве. Чехова она всегда мечтала играть. И, играя Островского, конечно же, сильно клонила его к Чехову. Тем более что жизнь, изображаемая обоими, была схожа - российская, провинциальная, серенькая.
Долгов писал, что всю критику о «Бесприданнице» необходимо разделить на два резко противоположных периода: до Комиссаржевской и после нее.
То же самое справедливо и в отношении сценической истории пьесы: она также резко делится на «до» и «после», вернее, на «до» и «начиная с...».
Все сказанное не следует, конечно, понимать в том смысле, что не явись Комиссаржевская - и замечательная пьеса Островского так и осталась бы за семью печатями.