В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Отсюда становится понятной иная трактовка образа природы в двух последних сказочных операх композитора, отсутствие ее как космоса в царствах Кащея, Кащеевны и Додона.
Образа бытия природы нет и в мире Додона. Два музыкальных пейзажа в «Золотом петушке» (мрачное ущелье смерти в начале II действия, где все «тихо, безмолвно и зловеще», и наступление темно-свинцовой тучи на царство Додона в начале III акта, где «воздух насыщен предчувствиями страшной грозы») сходны между собой и новы у композитора.
Итак, народные обряды и музыкальные пейзажи в произведениях Римского-Корсакова представляют образы бытия народа и бытия природы в их неразрывной связи и в отношении к человеку и образуют фундаментальные опоры его художественной картины мира как целого.
Восхищаясь красотой народной жизни, явленной в ее обрядовых формах, увлекаясь поэзией народного быта, Римский-Корсаков одновременно постигает в нем закономерности народного бытия и мышления и заключенный в них общечеловеческий смысл.
Никто с такой потрясающей силой не раскрыл всю глубину социальной трагедии народа и не размышлял о нем как о великом историческом деятеле, как гениальный реалист и психолог Мусоргский, используя для этого «свой» пласт фольклора - жанр плача-причитания, выразивший трагические стороны народной жизни, а в эпоху Мусоргского с наибольшей силой наполнившийся социальной проблематикой - мотивами социального неравенства, угнетения, крестьянской доли Горя-Злосчастия и др.
В «Былом и думах» литературный стиль так же тесно связан с устной речью, с разговором, как разговор - с литературой и политикой. И поступки людей, определяющие их судьбу, часто начинаются с разговора, со студенческих пирушек и споров.
Герцен был средоточием, «солнцем», как говорит один из современников, этого круга; увлеченный политикой, он оказался причастен ко всем областям общественной мысли, которые занимали его друзей, в каждой был глубоко осведомлен и горячо заинтересован.
Своеобразный лиризм Герцена, поражающий своим интеллектуальным блеском и гражданским темпераментом, в «думах» дает себя знать еще больше, чем в повествовании о «былом», прерывая и обрамляя это повествование, приобретая характер второго сюжета, совершенно самостоятельного, но и неотделимого от первого - житейского, мемуарного в прямом смысле слова.
Крупный масштаб целеустремленной натуры, играющей избытком жизненных и интеллектуальных сил, широта умственного кругозора, отзывчивость, способность постоянно держать в голове историю Европы, историю России, начиная с достопамятных летописных времен, умение чувствовать себя как дома в сфере философии, естествознания и политики, жадный интерес к театру, литературе, недавнему прошлому своей страны, становящемуся частью собственной жизни, к последним политическим новостям, которые приносит пахнущая типографской краской утренняя газета.
Впечатления внешнего мира, до которых он всегда был так жаден, и общественная борьба, которой он был так горячо предан, не дали ему замкнуться в кругу утрат и разочарований. «Былое и думы» - это книга нравственного возрождения и книга возвращения - возвращения к жизни, к общественной борьбе, возвращения на родину, в Россию, через литературную исповедь и воспоминания о недавнем и далеком прошлом.
«Былое и думы», по определению Лидии Гинзбург, принадлежат к «промежуточной» литературе. Промежуточной между историческим документом и беллетристикой, художественным произведением в прямом смысле этого слова. Все, о чем говорится в этой книге, когда-то действительно существовало. Однако же обо всем виденном и пережитом рассказано в традициях литературы XIX в. Эти традиции в «Былом и думах» разнообразно использованы, преображены и отчасти предвосхищены.
Достоевского вспоминаешь и тогда, когда читаешь страницы, посвященные супругам Энгельсонам или семейной драме романтика и книжника Кетчера, женившегося на безропотной простолюдинке: она испортила ему жизнь и рассорила его с друзьями.
Хотя общественно-политические взгляды Герцена под влиянием времени меняются, он навсегда остается верен своим свободолюбивым революционным стремлениям и любви к своему народу, обобранному, угнетенному . Так же неизменна, судя по «Былому и думам», ненависть Герцена к врагам, терзающим народ, - крепостникам, чиновникам и жандармам. Бюрократия и полиция - две мишени, в которые глубже всего впиваются ядовитые стрелы его обличений.
Вслед за декабристами он - вместе с друзьями - бросил вызов самодержавному деспотизму, господствующему в России общественному строю, взявшись ни много ни мало переломить ход русской истории. Сюжет «Былого и дум» вырастает как бы сам собой из противоборства героя воспоминаний и людей его круга с подавляющими личность общественными условиями.
В глазах просвещенных москвичей, лишенных политического поприща, но преданных духовным интересам и уже одним этим ставящих себя в оппозицию полицейскому, чиновничье-казарменному режиму, значение искусства поднимается непривычно высоко, ему отводится спасительная роль; литература, театр - единственная отдушина, через которую находит выход общественный темперамент людей николаевского времени.