Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
1840-е годы интерес к текущей русской жизни, ее социальным и нрав-ЖМ ственным проблемам заметно расширяется, привнося новые тенденции в развитие реализма во всех областях творчества. Совершающийся, несмотря на все внешние затруднения, процесс дальнейшей демократизации русской культуры вводит в искусство множество новых сил, возбуждая творческую инициативу, вызывает новый взгляд на привычные, казалось бы, явления действительности.
«Вообще никогда так не закипала литература, как теперь. Это к лучшему».
«Деятельность у нас в литературе закипает огромная» , - писал в 1846 г. брату двадцатипятилетний Ф. Достоевский. Это был период переоценки ценностей, некоего смятения умов, поиска (как тогда казалось многим) совсем новых дорог при известной утере уже найденных ориентиров.
По мнению В. Майкова, 1846 год уже нес на себе «все признаки переходной эпохи». «Все суетятся в картине, - писал он, находясь тогда в центре этого движения, - перспектива потеряна, линии вьются и путаются, фигуры дрожат в быстро изменяющемся свете. ..» Все находится в ожидании немедленных перемен. 1846 год воспринимается критиком как прелюдия к 1847-му. Но пейзаж прояснится только к 1850-м годам, когда уже уйдут из жизни главные фигуры из тех, кто подготовил и закрутил эту «метелицу».
1840-е годы - это действительно переходный период, период смены героев, трагических уходов, разрыва связей, но и прихода новых сил, которым суждено будет играть центральную роль во второй половине века, как и первых попыток сформулировать новые задачи, поднять новые знамена.
← Лермонтов - основоположник русского экспериментального психологического романа | Присутствие в непосредственной близости → |
---|