Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Левитан пишет «Тихую обитель»

Левитан не пытается выразить это «звуковое» содержание образа декоративно-ритмической организацией полотна - прием, которым несколько позже будут пользоваться художники-символисты для достижения как раз обратной конечной цели - передачи безмолвия и «тишины» всего мироздания. Музыка в его картине разлита в самой природе, и вечерний благовест слышится здесь ее глубоким и органическим воплощением, концентрирующим в себе душевное состояние человека, его веру и надежду.

 
 

Художническая концепция Шишкина

Той мелодичности, которая отличает левитановский «Вечерний звон», в картине Шишкина нет. Песенный фольклор привлекает здесь художника своей декламационностыо, а если говорить более конкретно, возможностью включить в систему «естествоиспытательской» реалистической живописи уже готовую, сформированную словами и мелодическим строем песни символическую образность.

 
 

После побоища Игоря Святославича с половцами

Хрестоматийно известны васнецовские картины 1880-1890-х годов на темы русских былин - «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1890), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1898).

 
 

Александр Иванов

По глубине пластически и сюжетно освоенного пространства «Явление Христа народу» - одна из самых «пространственных» картин не только в русской, но и во всей европейской живописи XIX в. С ней могут соперничать в этом отношении, пожалуй, лишь некоторые полотна ранних немецких романтиков, скажем пейзажи Фридриха.

 
 

Фигура Христа

Но крайне важно было и другое. Как уже подчеркивали исследователи, пространственное решение ивановской композиции неотделимо от временной характеристики изображенного на полотне. Более того, именно в последовательном временном развитии раскрывается главная тема картины - тема «явления»: предсказанного, свершившегося и грядущего.

 
 

Поставленные вопросы

В какой мере Иванов, создавая этот картинный образ, утверждал собственную личность, собственное представление о мире и в какой он сознательно ограничивал свою творческую волю ролью посредника между духовными импульсами эпохи и ее искусством? Какова была общественно-психологическая природа двух известных черт творческого самосознания художника - миссионерства и смирения? Или же здесь смирение и есть особый вид осуществления общественной и творческой миссии художника?

 
 

Служение людям

Стараясь постичь тайны мироздания, русские поэты-романтики, современники Иванова, часто пристально вглядывались, до боли в глазах, в ночное звездное небо, в льющийся сверху лунный свет. В «торжественной» и «чудной» красоте небес они пытались найти ответ на свои земные проблемы, на свои жизненные чаяния и мечты.

 
 

Работая над своим большим полотном

Как и поэты-романтики, Иванов писал природу, ощущая себя ее частью. Но не ночная бездна, не зрелище звездного неба наводили его на мысли о тайнах бытия, а измеряемый глазом и приметами ландшафта земной простор южного дня. Разумеется, в первую очередь такая постановка пластических задач определялась сюжетным замыслом главной картины и самой природой изобразительного искусства, призванного воплощать видимое, осязаемое ".

 
 

А. С. Хомяков

Ранее уже говорилось о той особой форме «объективности», к которой сознательно шел Иванов, стараясь передать на полотне «сущность всего Евангелия». «Сделаться жрецом будущей России» и стать просто «живописным вспоминателем прошедших, древних дней» - эти две задачи казались художнику взаимозависимыми, тесно связанными друг с другом.

 
 

Явление Христа народу

В дальнейшем русское искусство испытало разные пути, разные способы освоения картины мира - и те, которым Иванов предрекал будущее, и те, которые им решительно отвергались. Если в стилевом отношении русская живопись второй половины XIX в. представляет собою явление относительно целостное, то как раз с точки зрения художественной формулировки вечных вопросов бытия, меры погруженности этих вопросов в жизненную стихию она выглядит необычайно разноречивой.

 
 

Имя Виктора Васнецова

Ровесник Сурикова, сверстник Репина, Поленова и других «старших» передвижников, Васнецов вместе с ними вступал на самостоятельный творческий путь и поначалу в их среде воспринимался безоговорочно «своим». Позже стало, однако, выясняться, что среди художников его поколения он оказался единственным, чей общественный авторитет рос тем сильнее, чем ближе надвигалось новое столетие.

 
 

Ровесник Сурикова

В поисках этого нового единства картина мира в изобразительном искусстве изучаемой эпохи порою сознательно лишалась своей идейной и зрелищно-пластической репрезентативности, являя себя в виде отторженного от «большой жизни» тесного интерьера меблированных комнат или крестьянской избы, наполненных самыми насущными заботами человеческого существования.

 
 

Зрелый Васнецов

Васнецов не только размышлял о прошлом, не только вспоминал о нем как о «золотом веке» искусства, но и внимательно изучал его, причем дело не ограничивалось памятниками Древней Руси. Так, готовясь к своей работе во Владимирском соборе, он вглядывался и в лики старых русских икон, и в мозаики Равенны, и в «темные золотые своды» Святого Марка в Венеции (попав в этот собор, художник был охвачен, по его собственным словам, «глубоким художественным и религиозным настроением»)

 
 

Создавая искусство

В какой мере вторая половина XIX в. давала объективное основание видеть в этом роде творческой деятельности «дело народное»? Какова была создававшаяся в этом случае картина мира и в какой степени эту картину мира можно считать для изучаемой эпохи общественно репрезентативной и в конфессиональном смысле, и как плод живописно-пластических исканий творца?

 
 

Объясняя исторические судьбы русского народа

Объясняя исторические судьбы русского народа, особенности его национального склада, общественная мысль России второй половины XIX в., в частности историческая наука, много внимания уделяла среде его обитания, тому природному ландшафту, который открылся глазам человека, поселившегося некогда на территории будущей страны.

 
 

Случайные статьи

Разнообразие потребностей

Ведь живой художественный процесс чаще всего представляет собой…

Возрождения в духовной культуре

Эти процессы свидетельствуют о постоянно происходящей миграции форм…

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…