Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Погибает, едва начав творить, Лермонтов - основоположник русского экспериментального психологического романа. Трагически умирает Гоголь, не пережив крушения своей веры в магические возможности искусства, в его способность исцелить человечество, и прежде всего Россию от ее великих грехов и бед; угасает Мочалов - выразитель негодования и отчаяния предшествующей пушкинской эпохи - этих неотъемлемых элементов ее сложной духовной целостности.
Умирает Белинский, отрекаясь от недавнего своего романтизма, ошеломленный «изменой» Гоголя, успев разработать в последние годы своей жизни эстетическую программу «натуральной школы», замысленную в качестве общей генеральной программы русского реализма. В 1840-е годы начинается деятельность Достоевского, Тургенева, Гончарова, Аполлона Григорьева. Выходят некрасовские альманахи «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник», ищутся методологические основы нового направления.
В конце десятилетия в редакции обновленного «Современника» появляется А. Н. Островский. 1840-е годы выносят на рубеж 1850-х уже завязавшиеся конфликты, уже проявившиеся идеи и тенденции. Интерес к проблеме взаимоотношений среды и личности выходит в русском искусстве на первый план, становясь началом образования новых форм и жанров. На путь разработки этой проблемы как в плане творческой практики, так и в плане художественной теории ранее всего вступает литература, приобретающая огромное влияние на развитие всех других видов искусства.
Ярко проявляющаяся в художественной жизни середины века тенденция к демократизации искусства протекает в русле сближения его с действительностью, выражается в требованиях изображать преимущественно русскую национальную жизнь, не боясь ее грубости, не избегая ее уродливых и грязных явлений - такой, какая она есть на самом деле, не приукрашенной поэтической фантазией художника. Верность действительности, доскональное ее значение и точность изображения Белинский провозглашает важнейшим принципом идейно возглавляемой им натуральной школы.
← Ярко проявляющаяся в художественной жизни середины века тенденция к демократизации искусства | Театр и 1840-е годы → |
---|