Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Деятельность людей этого круга

Дворянский революционер, связавший эпоху декабристов с эпохой разночинного революционного движения, человек, поразивший воображение Толстого, Достоевского и Ленина, - Герцен никогда не мог забыть своих корней, своих московских друзей, людей 1830-1840-х годов; всю жизнь он чувствовал себя одним из них и запечатлел их облик навечно.

 
 

Дворянский революционер

Человек у Герцена берется вместе со своим бытовым окружением, на фоне природной обстановки и культурной, общественной традиции, около которой он возрос.
Портреты, написанные Герценом, обладают чудесным свойством: говоря о живых, реально существовавших людях, автор «Былого и дум» создает «типические образы в типических обстоятельствах».

 
 

Человек у Герцена

Поэт Мицкевич, появляясь в эпизоде, олицетворяет для Герцена целый народ с его исторической трагедией. «Много дум и страданий сквозили в его лице, скорее литовском, чем польском. Общее впечатление его фигуры, головы с пышными седыми волосами и усталым взглядом выражало пережитое несчастье, знакомство с внутренней болью, экзальтацию горести - это был пластический образ судеб Польши» ,

 
 

Поэт Мицкевич

Вятский губернатор Тюфяев, сластолюбивый сатрап, уголовник, вульгарный плебей, аракчеевец, прошедший огонь и вохіу; привычки и склонности Тюфяева кладут каторжный растленный колорит на жизнь целой губернии.

 
 

Вятский губернатор Тюфяев

Что говорить, понятен жгучий интерес Герцена к истинно самобытным натурам: они не подвластны общим поветриям, бытовым установлениям и моральным прописям, принятым в их сословной среде. Эти же люди - Чаадаев, Грановский или Белинский, не говоря уж о самом Герцене или Огареве, - имеют сильное влияние на современников, глубоко врастают в свою эпоху, вербуют единомышленников, заставляют сильных мира сего считаться с собой.

 
 

Герцен и письмо капитану русского парохода

Удручающие, похожие на страшный бред или на плоский анекдот примеры дурного уподобления бесцветной среды.
Герцен блистает и тут, и там, в светской гостиной, в философском кружке, на дружеской пирушке и на журнальных страницах. Его влияние с годами возрастает, вызывая у современников восторг, испуг и изумление.

 
 

Московские интеллектуалы

Московские интеллектуалы 1830- 1840-х годов, в чьем окружении возмужал Герцен, находясь так или иначе в оппозиции к крепостнической николаевской монархии, создают свою собственную - не чиновничью, не военную, не светскую - среду, свой собственный жизненный уклад - вольный, романтический и вместе с тем, как выразился Пастернак по аналогичному случаю, заряженный бытом, как порохом.

 
 

Герцен блистает и тут, и там

Любое действие приобретает в глазах Герцена историческое значение если носит независимый, освободительный характер. Оказываясь не у дел, попадая в разряд «лишних» людей, Онегины и печорины, считает Герцен, становятся историческими персонажами, потому что отпадают от николаевской государственности. Так сказать, совершают поступок.

 
 

Человек в «Былом и думах»

Итак, человек в «Былом и думах» тем значительнее, чем теснее связан со своей бытовой культурной и общественной средой и чем сильнее может повлиять на нее. Одно у Герцена естественно и парадоксально связано с другим.

 
 

Судьба смелых

Самоотвержение, преданность идут у них вместе с мстительностью и нетерпимостью; они просты во многом и лукавы во многом. . . Они не дорожат своею жизнию, но не дорожат также и жизнию ближнего; странная настойчивость их равняется англосаксонскому упрямству.

 
 

Герцен начинает свой жизненный путь

Герцен начинает свой жизненный путь в отцовском доме среди крепостных слуг и помещиков-аристократов, а кончает на чужбине, переезжая из одной европейской страны в другую, встречаясь иногда с новым, разночинным поколением русских революционеров; для некоторых из них он сам - обломок канувшего в прошлое времени, представитель устаревшей генерации освободительного движения, в нем видят русского барина-идеалиста 1830-1840-х годов.

 
 

Портрет самого Герцена

В «Былом и думах» продолжена пушкинская, от «Евгения Онегина» идущая традиция, устанавливающая гармоническое равновесие между интимными, исповедническими мотивами и мотивами повествовательными, направленными на внешний мир, на других людей, на целые народы.

 
 

Жадный интерес к общественности

Рядом с Белинским, Чаадаевым, Бакуниным, Грановским, Щепкиным или Хомяковым - они живут напряженной внутренней жизнью, озаренной творческим огнем, окрыленной духовными исканиями, направленными к высшим нравственным целям, - фигуры графа Бенкендорфа, Дубельта или императора Николая кажутся не только тусклыми, но и не вполне живыми, чуть не фантомами.

 
 

Рядом с Белинским

Новых друзей и знакомцев, встреченных во Франции, Италии или Англии, так же как молодых соратников, приезжающих к нему в Лондон из России, Герцен мерит старой московской меркой, сравнивая их с кругом своих единомышленников 1830-1840-х годов, никогда не забывая, с какими выдающимися людьми когда-то свела его судьба.

 
 

Положение Гегеля

Историки литературы говорят нам о романтическом и реалистическом периодах в духовном развитии Герцена. В самом деле, молодым человеком он строит свою жизнь по высоким литературным образцам и героическим преданиям истории.

 
 

Случайные статьи

Музыкологические этюды

В отношении к виртуозной связанности правилами и склонностью к…

Наличие рампы

Созданный им монументальный образ как бы стремится выйти за пределы…

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…