В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Столь же репрезентативно выражает архитектура основные ценности своего времени системой характерных для него типов зданий, пространственно-планировочными идеями, из которых исходит архитектор, проектируя любой фрагмент среды - здание, квартал, улицу, участок, район, определенный тип поселения. Создаваемая архитектурой картина мира не только предметна, материальна и наглядна.
Практически полезная сторона архитектуры не только является материальной оболочкой, оформляемой таким образом, что она становится одновременно и выражением конкретно-исторического взгляда на мир, но и самое назначение сооружений - архитектурный жанр - во многом предопределяет специфику архитектурного образа.
Нельзя также сбрасывать со счета специфичность художественных возможностей и языка архитектуры, создаваемых ею образов. Они резко расходились с требованиями, предъявлявшимися к искусству радикально и демократически настроенной интеллигенцией, властителями дум второй половины XIX в.
Архитектура, подобно всем искусствам, связана с образно-ассоциативно-представленческо-эмоциональным уровнем культуры.
Многосложность и неоднозначность создаваемой архитектурой картины мира в силу специфики этого вида искусств определяются прежде всего именно социальной структурой общества. Чем она менее однородна, тем разнообразнее варианты создаваемой ею картины мира: мир русской деревни и столичного города, фабричного села, губернского или уездного города отличаются друг от друга, так же как центральные кварталы городов разных типов от окраинных.
Историзм и народность - так можно обозначить главные духовно-этические ценности XIX в. Непосредственно связанные друг с другом, пронизывающие все проявления социальной, художественной, практической деятельности, они, в свою очередь, неотделимы от демократизма и представления о самоценности человеческой личности. Таковы еще две органически присущие миропониманию XIX в. черты.
Пусть в нем будут видны и легковыпуклый млечный купол, и религиозный бесконечный шпиц, и восточная митра, и плоская крыша итальянская, и высокая фигурная фламандская, и четырехгранная пирамида, и круглая колонна, и угловатый обелиск... весьма не мешало бы иметь в городе одну такую улицу, которая бы вмещала в себя архитектурную летопись. ..»
В отличие от других видов искусств, в равной степени оперирующих сюжетами на современные и исторические темы и в соответствии с этим использующих разные формы и средства, язык архитектуры и в XIX в. остается «историзирующим». Действительность, как и прежде, осмысляется опосредованно и предстает облаченной в одежды прошлого.
Историзм принизывает все проявления общественного сознания. Он становится не только стилем искусства, но и способом мышления. В архитектуре «исторические» стилевые формы превращаются в носителей новых представлений о смысле и назначении искусства, служат мотивировкой законности использования новых композиционных и пространственно-планировочных приемов, новых принципов организации пространства, тектонических характеристик.
«Многостилье» эклектики - установка на принципиальную неоднородность стилевых форм и заимствование их в прошлом - превращается в символ разрушения сословных перегородок именно потому, что связывается в общем сознании со свободой самовыражения личности независимо от ее социального статуса.
Поиски национальной самобытности - неотъемлемая черта зодчества XIX в. Она присуща архитектуре всех идущих по общеевропейскому пути развития народов. Однако в России, на Балканах, в Центральной и Северной Европе проблема национальности в архитектуре приобрела неизвестную Западной Европе остроту и актуальность. У окраинных народов Европы она сводится к проблеме национального самоопределения - завоевания национальной независимости, создания самостоятельного государства, освобождения от инонационального господства.
Начиная со времени романтизма, одновременно с желанием выразить факт приобщенности русской культуры к мировой возникает противоположное - стремление к выражению собственной непохожести, национального своеобразия, а нередко также попытки осмыслить свое место в составе более крупного целого. Известна актуальность для отечественной культуры проблем: Россия и Европа, Восток и Запад.
Хочется думать, что крестьянская разновидность русского стиля зародилась одновременно в Москве и Петербурге. Однако из-за неисследованности вопроса об этом можно говорить только предположительно. Традиционно возникновение крестьянской разновидности русского стиля связывается с петербургской архитектурной школой.
Происходит это двумя путями. Один из них, как только что упоминалось, представляет движение, начало которого Стасов соединяет с именем А. М. Горностаева. «Она (деревянная архитектура в крестьянском духе. - Е. К.) появилась позже всех остальных категорий, но она самая важная, самая талантливая, самая разнообразная, самая поразительная и самая изящная . из всех наших архитектур. Здесь настоящим новым русским духом веет.
Как следствие и плод непосредственного народного творчества, свободного от давления официальных кругов, в середине XIX в. складывается деревянная народная архитектура пореформенной поры. Крестьянская народная архитектура продолжает развиваться под влиянием импульса, данного ему обращением профессиональных архитекторов первой трети XIX в., создавших свои проекты для деревни на основе образцов крестьянского зодчества.
Впервые с петровского времени была легализована и в законодательном порядке санкционирована возможность возвращения (или появления) в городской застройке сооружений, могущих быть зрительно соотнесенными с народной архитектурой, точнее, с архитектурой, опирающейся на наследие народного зодчества. За ним стояло не просто признание равного исторического значения двух культурных традиций - классической и народной. Главное, таким образом в самом массовом виде архитектурного творчества получило выражение представление об исторической роли творцов народного искусства, о народе как активной силе исторического процесса.