В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Возвращаясь к сказанному выше об отмирании в XIX в. усадебного искусства XVIII-XIX вв. и разрушении усадебного мира той эпохи, хотелось бы еще раз обратить внимание на одно, уже вскользь упоминавшееся обстоятельство, составившее особенность усадебной культуры именно второй половины XIX в.
В ряду таких усадеб на протяжении всей второй половины столетия стояло Мураново. Начало превращения его в один из усадебных литературных центров было положено следующим за Баратынским владельцем Муранова - Н. В. Путятой.
С этих лет начинается последний и, пожалуй, наиболее важный период в истории Муранова. В это время его обитатели осознают роль своей усадьбы в сложении русской художественной культуры. Не прерывая привычного жизненного распорядка, но все более уделяя внимание культурной стороне своего быта, владельцы усадьбы постепенно стали развивать ее мемориальные и даже музейные черты.
В конце 1880-х годов «музейные», или мемориальные, помещения мурановского дома были пополнены так называемой «Аксаковской комнатой», обставленной вещами из московского кабинета И. С. Аксакова, перевезенными сюда его вдовой .
Сходен с Мурановым в своих основных позициях усадебный мир Абрамцева - в годы, когда это имение принадлежало С. Т. Аксакову, т.е. в 1844-1850-х годах. В обеих усадьбах царила близкая духовная атмосфера, основанная на общности литературных и общественных интересов. Даже гости у них бывали иногда одни и те же. Известна многолетняя дружба С. Т. Аксакова с Н. В. Гоголем. Но столь же длительное знакомство с Гоголем составляло гордость и Н. В. Путяты.
Вряд ли стоит перечислять всех деятелей культуры, обогащавших духовную атмосферу Абрамцева, но одну их группу все же надо упомянуть. Это друзья С. Т. Аксакова и его сыновей, К. С. и И. С. Аксаковых - известных славянофилов. Здесь часто гостили Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, М. П. Погодин, Ф. В. Чижов 9 и мн. др. Бывали у Аксаковых и их идейные «противники»-западники, и в их числе Т. Н. Грановский.
Нейтральная архитектура усадебного дома имела определенное преимущество, так как она не связывала Аксаковых в процессе устройства предметной среды и культурного быта в соответствии с их духовными потребностями и художественными вкусами.
В последующие годы Мамонтову удалось реализовать свои намерения, превратив Абрамцево в один из самых значительных художественных центров России, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие русского искусства.
Вместе с тем коренное изменение самого образа жизни усадьбы, ориентированного на пребывание в ней многочисленных гостей, вынудило Мамонтова не только сделать пристройку к старому дому, впрочем достаточно нейтральную по отношению к его архитектурному облику, но и возвести ряд дополнительных сооружений. Из отдельных небольших деревянных корпусов «Мастерской» (В. А. Гартман, 1873-1878), «Бани-теремка» (И. П. Ропет, 1876-1878), дачи для художников («Яшкин дом»), со специальной пристройкой для мастерской В. М. Васнецова, «Избушки на курьих ножках» (В. М. Васнецов, 1883) для детских игр, так называемой «Поленовской дачи» усилиями ряда близких к кругу Мамонтова архитекторов и художников Абрамцевского кружка создавалась активная архитектурная среда, олицетворявшая национальные устремления обосновавшихся или гостивших здесь деятелей искусства и способствовавшая их творчеству.
Еще большее значение в становлении русского зодчества рубежа XIX и XX в. имела абрамцевская церковь, построенная в 1881 г. и явившаяся плодом коллективного труда многих художников мамонтовского кружка, среди которых главными авторами были В. Д. Поленов и В. М. Васнецов.
А. Менеласом и в 1830-е - Ф. Шинкелем, создавшими «готические Коттедж и Капеллу в парке Александрия». Своего рода вариациями на темы лондонского Воксхолла были и первые русские «готические» вокзалы, совмещавшие черты увеселительных концертных залов и железнодорожных станций, - Павловский вокзал, Петергофский вокзал, где романтический архитектурный образ сочетался с новаторским пространственным решением.
«Снаружи представьте себе зимний сад, такой же большой, как Тюль-ерийский, увешанный, как в праздничный день, флагами и флюгерами, развевающимися по воздуху. Общий вид здания чрезвычайно изящен, в постройке необыкновенно много легкости, которая разительно противоречит с строгою и холодною физиономиею лондонских памятников и домов.
Этот отзыв А. С. Хомякова, высказанный как бы «заочно» и очень точно уловивший «связь времен» в новаторском облике Хрустального дворца, отражает и ту сложность и неоднозначность художественных взглядов славянофилов, которая сказывалась и в восприятии ими архитектуры Было бы чрезмерным упрощением связывать их эстетические вкусы только с пропагандой народности в русском современном зодчестве и с приверженностью лишь к национальному «русскому стилю». На деле все обстояло несравненно сложнее.
Знаменитая «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве или русское платье (зипун, мурмолка), которые подчеркунуто демонстративно носил А. С. Хомяков в Англии, отражали лишь одНу, наиболее внешнюю сторону увлечений славянофилов. Несравненно более глубокой была другая сторона - стремление проникнуть в древнюю историю, увидев в ней связь с настоящим и будущим страны.
Именно эту сторону английской архитектурной культуры, ее первичность и самобытность увидел по аналогии с Россией А. С. Хомяков. «Я не стану тебе рассказывать о своем житье-бытье в Лондоне, о своих поездках в Оксфорд или Гамптон, о парках, замках и садах, которым вся Европа подражает и подражать не умеет, об изумрудной зелени лугов, о красоте вековых деревьев и особенно дубов, которым ничего подобного в Европе не видал - писал он, - я убежден, что, за исключением России, нет в Европе земли, которая бы так мало была известна, как Англия».