Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Отличие от других композиторов-современников Римский-Корсаков

Но связи эти не декларативны, они тонко претворены в поэтичнейшей художественной форме, впечатляющей гармонией совершенства, яркой образностью и выдающейся, несравненной живописной колористичностью.

 
 

Биографические материалы

Известно, что типичными для корсаковских опер являются широко представленные в них народно-обрядовые сцены, в которых используются, как правило, подлинные фольклорные песни, инструментальные наигрыши, хороводы и игры. Известно также, что композитор специально интересовался народными обрядами, изучал их по научным трудам, собирал обрядовые и игровые песни для своего сборника русских народных песен, проникновенно и восторженно воспринимал их красоту.

 
 

Римский-Корсаков

Не будет преувеличением сказать, что монастырь был и художественным центром, обладая богатым собранием икон и фресковой росписью стен, драгоценными украшениями и другими дарами, накопленными в течение столетий, прекрасными колоколами и звонарями, отличным хором.

 
 

Элемент культуры

Но очень существенное видится еще и в другом - в значении для формирующейся личности обрядов как формы коллективного действа, объединяющего большие массы людей и оказывающего определенное влияние на индивидуальность.

 
 

Что касается религиозного содержания церковных обрядов

Думается, что, имея в детстве частые соприкосновения с миром обрядов и обрядности, наблюдая его и участвуя в нем, Римский-Корсаков интуитивно впитывал его многоаспектное воздействие и это нашло впоследствии свое творческое выражение в трактовке обрядов в его произведениях. Не исключено также, что участие в обрядах, будучи неотъемлемым элементом образа жизни семьи, формировало и развивало определенные черты его будущей композиторской индивидуальности.

 
 

Детские впечатления Римского-Корсакова

Один из интереснейших примеров этого дает описание «Воскресной увертюры» в «Летописи»: «Таким образом, в увертюре соединились воспоминания о древнем пророчестве, о евангельском повествовании и общая картина пасхальной службы с ее „языческим веселием", - пишет композитор. - Скакание и плясание библейского царя Давида перед ковчегом разве не выражает собой настроения одинакового порядка с настроением идоложертвениой пляски?

 
 

Интуитивное знание существа

Объясняя через многие годы свою любовь к этим двум видам обрядов, композитор говорил В. В. Ястребцеву, что она унаследована им от его бабушек, одна из которых была дочерью священника, а вторая - «простою крестьянкою». «Без этих „обновлений", - сказал Римский-Корсаков, - мы, наверное бы, выродились, а теперь, по крайней мере, есть законное оправдание моей страсти ко всему религиозно-обрядовому наконец, к хороводам, троицким и русальным песням.

 
 

Объясняя через многие годы свою любовь

Между «Псковитянкой» и «Майской ночью» - 6 лет напряженнейшего учения, поисков и пробы себя в разных жанрах и видах музыки (симфонической, военно-духовой, инструментально-ансамблевой, хоровой, учебной, в разных техниках, особенно много в контрапунктической).

 
 

Обучение в Морском корпусе

Это признание представляется чрезвычайно важным. Из него следует, что Римский-Корсаков искал в фольклоре самый архаический пласт, одновременно дошедший в наибольшей сохранности до современности, т. е. наиболее устойчивый, стабилизирующий слой культуры народа, отражающий некие сущностные черты народного бытия и сознания, прошедшие сквозь века.

 
 

Проведенные серьезные научные изыскания

Для обрядовых же жанров, напомним, характерно «социальное обуздание и регулирование- личных эмоций», трансформация психофизиологического «хаоса» в социальный «космос». Они и выступают носителями социального «космоса» в мифологическом значении этого слова - как порядка, упорядоченности жизни социума, гармонии индивида и социума, т. е. как культуры, носителем которой является народ. В таком значении они являют себя и в произведениях Римского-Корсакова, представляя бытие народа в создаваемой им художественной картине мира.

 
 

Характеризуя связь обрядовых жанров фольклора

Над своим сборником народных песен Римский-Корсаков работал два года, в течение которых он не только близко соприкоснулся с самими песнями и с поэтическим миром народной обрядности, но и глубоко изучил труды разных ученых по древнеславянской мифологии.

 
 

Глубокое проникновение в мир языческой древности

Так близкое знакомство с обрядовыми и игровыми жанрами, постижение отраженного в них древнего языческого пантеизма как целостного миропонимания, основанного на поклонении природе и ее одухотворении, а также изучение научных трудов по славянской мифологии определяют важнейший момент в художественном самоопределении композитора - точку нахождения им «себя целиком», своей духовной и творческой почвы.

 
 

Поэтические воззрения славян

Определяются и черты корсаковской поэтики: принципиальное отношение ко времени (обязательно - далекое «доисторическое», условное замкнутое прошлое), к пространству (непременное сочетание замкнутого пространства мира людей с разомкнутым в бесконечность пространством природы), к сюжетам - с большой долей народно-бытового, обрядового, фантастического и пейзажного «элементов», дающих возможность представить героев на фоне коллективной жизни народа и в нераздельности с природным окружением.

 
 

Оперы Римского-Корсакова

Итак, старинные народные обряды не просто вызывали музыкальный интерес композитора. Будучи элементом художественной культуры народа и обладая эстетическим совершенством (что само по себе важно для Римского-Корсакова), они импонировали ему всем своим полифункциональным существом и принадлежностью к целостной мифологической картине мира, созданной сознанием народа.

 
 

Песня девушек

И завершается обряд в конце III действия, вновь переходя в реальный мир, русальными песнями девушек «Порох, порох по дороге» и «Святая неделя», представляющими своего рода общий нравственный вывод и социальное руководство.

 
 

Случайные статьи

Проблема понимания

Так или иначе приходится признать, что структура современного…

Производные характеристики фольклора

Производные характеристики фольклора, являющиеся продуктом более или…

Визуальная динамика художественного образа

Художественное действо фрески как бы сдвигается на сцену земли и неба…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…