Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Универсальность культуры

Автор: Евгений Мраморов | Категория: Искусство

Универсальность культуры

Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается. Все мелочи текущего дня уже не видны, за днем бегущим видится даль завтрашнего дня, как и многих дней, как целых столетий.

Взгляд издалека сближает секунды, часы, дни и года и делает жизнь чрезмерно большой, бесконечной в перспективе истории. Но и делает эту же жизнь бесконечно маленькой, так как мы уже предчувствуем властное движение исторического времени и несоизмеримость масштабов его движения с моим личным временем.

Человек, однако, не мирится ни с бездной времени, ни с бездной пространства, ни со своей конечностью. Человек живет миром, близлежащим окружением, но учится видеть его (и чувствовать, и осмысливать) как целое, как Вселенную. И он побеждает время и пространство. Цену и меру этих побед ярче всего фиксирует искусство. Искусство действительно дает возможность быть всем: птицей, пролетающей над Днепром, листком, черным, опалым осенью или распускающимся весной, целым живым деревом, как на рисунке Леонардо да Винчи, комаром, как у Льва Толстого в «Казаках». Удивительна универсальность искусства: всего за полтора часа в кинозале мы можем пережить жизнь нескольких поколений, а созерцая средневековые фрески, как бы перенестись в ту эпоху. Впрочем, это и не удивительно.

Универсальность культуры опирается на не менее мощный фундамент биологического наследования. Известно, что зародыш человека в своём развитии проходит стадии всех живых существ: в первый период жизни он похож на простейший организм, позже напоминает низших беспозвоночных, проходит далее стадию развития червей, затем - нитчаток, низших позвоночных и, заканчивая свое развитие, становится человеком. Человек повторяет эволюцию живого мира, проходя ее в «ускоренном» темпе. Сознательная жизнь человека - это тоже ускоренное повторение прошлого, только уже культурной, социальной эволюции.

Пусть читатель извинит за столь затянувшееся вступление, но оно необходимо для дальнейшего анализа искусства.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Процессы обогащения и шлифовка выразительных приемов

Возобновляя в истории свою роль актуального вида искусства, и музыка,…

Художественная реальность фильма

Да это и есть театр, театр вещей (людей), пантомима инструментов.…

Целостно-человеческое духовное содержание

Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…