Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
И все же при всей художественной мощи этой тенденции, которую представлял своим творчеством в водевиле Мартынов, законы мира «обыкновенной жизни» обязывали комедийную сцену к многообразию жизненных восприятий и красок. Такой она, и существовала до конца века.
Одной из важных функций водевиля оставалась во все времена поэтизация ничем не примечательного обывательского существования, его превратностей, семейных неурядиц, меркантильных забот, интересов и устремлений. Обычные жизненные заботы водевиль превращал в приключения, любовные интрижки - в торжество романтических идеалов над пошлой жизненной прозой. Уже перед самой смертью Давыдов вспоминал, какой бесподобной актрисой была в водевиле юная М. Г. Савина, обладавшая очаровательной, покоряющей наивностью, как замечательно играла она в «Бедовой бабушке» роль Глаши, просящей себе жениха у своей строгой воспитательницы, с каким огнем танцевал он вместе с нею в какой-то пьеске. Водевиль просветлял «обыденную жизнь» духом свойственного ему артистизма, гуманности и оптимизма, а часто и критики, и остроумной, меткой сатиры. Он, этот тип водевиля, заключал в себе какое-то особое качество театральности, по которой еще будет тосковать театр XX в. как о поре своей легкой и невозвратной молодости.
На сцене 1880 - 1890-х годов тенденция разрастания комедийного репертуара проявится очень отчетливо. Появляются и новые формы водевиля. Одни из них принадлежат старой театральной системе и варьируют ее традиции, другие, как водевили А. П. Чехова, следует рассматривать уже в связи с развитием новой драмы, ее мироотношением и проблемами.
← Проблемы исторического самоопределения России | Комедия Чернышева → |
---|