Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Романтизация технических достижений

Появление такой статьи было очень симптоматичным. Не только внимание к новостям архитектурной жизни, но и растущий интерес к образу города отличали всю вторую половину XIX в. И если в путевых заметках русских писателей архитектура все же занимала лишь одно из важных мест, то В. В. Стасов впервые предпринял попытку дать специальный архитектурный очерк главнейших европейских столиц, постоянно имея в виду те художественные процессы, которые происходили и в русской архитектуре.

 
 

Архитектурные воззрения

Отмечая противоречие европейской эклектики, так и не преодоленное до конца XIX в., Стасов очень чутко улавливал, с другой стороны, и ее перспективные закономерности, например умение использовать все резервы исторической застройки, включая в толщу квартала, в глубь его, новые сооружения из железа и стекла.

 
 

Отмечая противоречие европейской эклектики

В отличие от своих более поздних высказываний о европейской эклектике, где Стасов оценивает ее критически, здесь он объективно формулирует одну из наиболее важных ее закономерностей - «умение» служить неким «цементирующим началом», нейтральным фоном для исторических стилевых наслоений, не затмевая их величиной, но отличаясь от них продуманностью и рациональностью структуры.

 
 

Аналогии с историческими прототипами

«Старые камни» Западной Европы были «своими» для русских современников, но несравненно более сложным был вопрос о соотношении с ними собственных «камней» и собственных старых городов.

 
 

Старые камни

Этот столичный пространственный масштаб, выглядевший сначала чрезмерным для скромных образцов петровского зодчества, становился все более уместным с развитием последующих архитектурных «наслоений».

 
 

«Новомодные» украшения

Изменения в восприятии зодчества, как известно, коснулись и коренных перемен в восприятии города и городского пространства ". То, что еще недавно строилось на глазах у современников из красного кирпича и белого камня, штукатурилось, белилось, окрашивалось в традиционные для классицизма желтый, палевый, серый (дикий) тона, вдруг почти внезапно стало восприниматься как устаревшее и «казенное».

 
 

Изменения в восприятии зодчества

Я смотрел с чисто благоговейным удовольствием на гробницы Петра Великого, Екатерины, Александра и др. Собор хотя и некрасив, но производит величественное впечатление. Все стены покрыты завоеванными знаменами. Я теперь более ценю такого рода наслаждения, чем в Москве. Зависит ли это от моего настроения или же от других причин, которые следует приписать бедности Петербурга в такого рода красотах, - решите сами»

 
 

Адмиралтейства и крепости

О том, что эти ассоциации между английским консерватизмом с его пристрастием к национальным традициям, с одной стороны, и взглядами славянофилов на русскую историю - с другой, были осознаны уже современниками, свидетельствуют слова В. В. Стасова, написанные в 1876 г.:

 
 

Новое поколение англичан

Именно к этому стремились, начиная с середины XIX в., и при осуществлении нового строительства в Петербурге. Но здесь была еще одна сторона, специфически петербургская и не относящаяся к древнему Лондону. Сооружение на петербургских классических улицах и площадях новых зданий «во всевозможных разнообразнейших стилях - романском, готическом, ренессанс, итальянском, французском, английском и даже арабо-испанском» - должно было создать в Петербурге иллюзию временных стилевых напластований, создать новые исторические ассоциации, которые казались современникам слишком неглубокими в стопятидесятилет-нем городе.

 
 

Полное отрицание современниками историчности Петербурга

Постоянное сопоставление Петербурга с Москвой ярче высвечивало ч особенности того и другого города. Противостояние обеих столиц стало одной из важных тем в художественной культуре второй половины XIX в. Но если ближе к середине XIX в. определяющей была подчеркнутая дифференциация облика обеих русских столиц, то в дальнейшем наметилась тенденция к их сближению.

 
 

Постоянное сопоставление Петербурга

Известно, как ждал открытия этой железной дороги В. Г. Белинский, сколько надежд он с ней связывал. Более скептически относились к этому нововведению В. Ф. Одоевский и в особенности А. И. Герцен. «Пророчат теперь железную дорогу между Москвой и Петербургом. Давай бог! Чрез этот канал Петербург и Москва взойдут под один уровень, и, наверно, в Петербурге будет дешевле икра, а в Москве двумя днями раньше будут узнавать, какие номера иностранных журналов запрещены» , - писал он саркастически в 1842 г. Еще ранее о слиянии обеих столиц мечтал B. Ф. Одоевский, писавший в своей утопии «4338-й год»:

 
 

Москва - другое дело

Москва - другое дело. Она не любит близкого присматривания к себе; от него ее оригинальные постройки, ее неправильные площади и улицы потеряют все. Зато стоит только взглянуть на них издали, разумеется с известных точек, и глазу представится такое зрелище, которое знатоки смело сравнивают с зрелищем живописнейших городов мира» .

 
 

Изменение отношения к Петербургу

Правда, иногда раздавались голоса и порицателей, но их было мало, и они слышались очень редко. Англичанин Маршаль (1768) говорил, что, конечно, в Петербурге дома громаднее, чем где бы то ни было, и дворец поразителен, но во всем вообще больше массивности размеров, чем красоты, неизящная смесь стилей итальянского с голландским и излишество украшений; Кюстинь (1839) в своей крайней ненависти ко всему русскому объяснял, что в России сам воздух вреден художественному, и русское искусство никогда не перестанет быть тепличным растением; вообще Петр Великий и его наследники принимали свою столицу за театр.

 
 

Смешанный стиль

Если в эпоху классицизма стремление к стилистическому единству заставляло переделывать заново многие фасады домов петровского времени и эпохи барокко, навсегда исчезнувших за классической декорацией, то теперь явилась противоположная тенденция. Именно в эти годы возникли совершенно сознательные попытки подхватить традиции петербургского доклассического зодчества, возрождая ту историчность, которой на первый взгляд был лишен Петербург.

 
 

Своеобразный «исторический обзор»

«Надобно заметить, что петербургская архитектура в последнее время сделала большой шаг в отношении изящества и комфорта. Может быть, увеличивающиеся потребности и роскошь дают теперь большие средства и свободу архитекторам. Петербург вообще улучшается и украшается, видимо, с каждым годом.

 
 

Случайные статьи

Эпическая архаичность

Они пред заданы восприятию предмета, и их нужно только лишь опознать…

Узор - сакральные идеограммы языческого мифа

Властные и пленительные линии узора слагались в сакральные идеограммы…

Современное искусство

«Вовлечение» - акт чувственного уподобления реальности. Зритель…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…