В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Строительство храмов - видимый и понятный всем символ идей народности и национальности, знак растущего самосознания и основной способ социального самоутверждения средних и низших слоев, средство преодоления ведущего начало от петровского времени разрыва культуры образованных классов и народа. Нельзя сбрасывать со счета и того, что посещение церкви, церковные праздники определяли ритм жизни всех без исключения слоев русского общества.
В проекте К. А. Тона, в содружестве с которым работала большая группа московских и петербургских зодчих, все подчинено сохранению исторически сложившегося облика, структуры и планировки Кремля. Более того, новые здания обретают смысл и значение только в соотношении с древними. В самом подходе, в программе доминирует установка на преемственность, продолжение национальной традиции, достижение гармонического единства, старого и нового, а не на замену старого новым и создание нового организма.
Моделируемая городом XIX в. как произведением градостроительного искусства картина мира несет на себе признаки усиливающегося влияния историзма. Начинается постепенный, но необратимый процесс распространения восходящих к усадебному парку принципов пространственно-планировочной организации (пейзажности) и семантики.
Однако если сооружение общественных зданий того или иного назначения: театров, музеев, больниц, просветительных или благотворительных учреждений - осознается как факт национальной культуры, они также возводятся в русском стиле. Увеличение размеров и этажности домов сопровождается распространением многообъемности и силуэтности композиции.
Эта особенность не может рассматриваться в качестве специфически московской. Сходные изменения в облике и силуэте улиц появляются в молодой столице империи и ее крупнейших городах - Риге, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону, Краснодаре. На рубеже XIX-XX вв. географическое пространство распространения описанного приема еще обширнее - центральные районы почти всех губернских городов, крупных уездных.
Из собранных на выставке экспонатов решено было создать три музея, которые в совокупности давали бы полную картину России в прошлом и настоящем: Исторический (В. О. Шервуд, А. А. Семенов) - музей национальной истории, Политехнический (Н. А. Шохин, И. А. Мони-гетти) - музей российской науки и техники и Сельскохозяйственный.
Аналогична причина «разностильности» корпусов расположенной поблизости бывшей аптеки Ферейна. В конце Никольской улицы неподалеку от башни Китайгородской стены и церкви Владимирской Божьей Матери сооружается часовня Пантелеймона (А. С. Каминский).
Предпосылки для наиболее полного выражения средствами архитектуры соответствующей миропониманию времени картины мира, естественно, создаются прежде в центрах столичных городов.
На первый взгляд новые веяния меньше затронули Петербург - молодую столицу России. Здесь на столетие раньше, чем в остальных городах, сложилась многоэтажная застройка сплошным фасадом с вплотную, без разрывов, пристроенными друг к другу зданиями.
Характерная для древнерусского зодчества традиция вынесения к реке вертикалей, особенно храмов, была изначально, с момента основания города, заложена в его структуру и облик. Благодаря этому панорамы Невы обрели особую живописность, берега, разделенные могучей полноводной рекой, - композиционное единство, подчеркнутое перекличкой расположенных по обе стороны водной глади вертикалей.
В особенностях петербургской символики во второй трети - второй половине XIX в. отчетливо проявились две тенденции. В словесных и изобразительных искусствах господствует эсхатологический вариант: идея обреченного, построенного на воде и болоте города, поглощаемый водой камень.
В середине XIX в. сложился самостоятельный, обладающий яркими приметами тип зданий - текстильные фабрики. Практика проектирования огромных многоэтажных корпусов с выложенными в лицевой кирпичной кладке фасадами, располагавшихся близ крупных водоемов, вобрала в себя градостроительный опыт усадебного парка, городов, храмов.
В фабричном строительстве формируется новый тип общественного центра большого жилого массива, эмпирическим путем вырабатывается состав необходимых каждому микросообществу общественных сооружений - школа, больница с поликлиникой, дом культуры или народный дом, магазины, детский сад и ясли.
За исключением фабричных сел все остальные типы поселений и типы зданий в большей или меньшей степени генетически связаны с пространственно-планировочной структурой и поэтикой дворянского усадебного парка. Из первостепенных по полноте выражения основных особенностей мировоззрения второй половины XIX в. первым следует назвать тип музейного здания.
По вопросу об универсальности стилистических норм классики существовали разные точки зрения. Так, если сущность «русского уклона» Чайковского, по Асафьеву, в том, чтобы «материал.. . не теряя своей окраски, подчинялся бы нормам, свойственным западноевропейской музыке классической поры, как единственно незыблемым» , то для Мусоргского таких неподвижных норм нет: «Творчество само в себе носит законы изящного.