В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.
В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией, примыкая к ней, существует поэзия индивидуальная,- писал Гете.
Индивидуальная поэзия размыкает ограниченный круг традиционных представлений народа.
Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня, пантомимические и драматические действа, основанные па принципе импровизационно-бытовой игры, наивная и примитивная живопись и скульптура - все это вместе взятое составляет нерегулярное и все стилевое творчество художников массового досуга, которые создают самодеятельное искусство, выпадающее как из фольклорной, так и из академической традиции - и развивающееся по своим собственным законам.
Ибо фольклор знаменует собой такое - весьма напряженное и отнюдь не статичное - состояние культуры, когда она еще не развила ни одного из своих содержаний до полноты автономий и самодостаточной формы и, следовательно, не дифференцировала их во внутренне завершенной специфике специальных языковых систем. Каждое из них по необходимости должно восполняться тотальной семиотичностью языка реальной жизни - каждое из них немыслимо вне контекста обще жизненной ситуации.
Элементы художественного созерцания и практического действия, объективного знания и религиозного чувства в фольклорной культуре представлены в неразложимом единстве; они в самих основах своего содержания либо вовсе не дифференцированы, либо дифференцированы слишком слабо для того, чтобы самоопределиться и конститутивно закрепить свои различия.
Художественное производство как таковое (Маркс) складывается лишь на определенной ступени исторической и культурной специализации деятельности - лишь с выделением эстетического сознания в самостоятельную отрасль культуры, а художественного труда - в особый род занятий.
Оно сопутствует труду, общению, играм, но никогда не выделяется в качестве специального культурного занятия.
Главное же, по глубокому суждению Н. Г. Чернышевского, народная песня - первоначально и существенно произведение практической жизни, а не искусства. То же можно сказать и обо всех других жанрах народного художества.
Приходится признать, что категория произведение искусства применительно к эстетике фольклора оказывается весьма проблематичной. Р. О. Якобсон и П. Г. Богатырев полагают, что фольклорное произведение существует только потенциально. Оставим этот вопрос открытым.
Может быть, именно здесь с максимальной заостренностью выявляется своеобразие культивируемого народным искусством чувства красоты. В чем секрет этого своеобразия? Разгадка его равнозначна раскрытию генетического кода народной эстетики, заключающего в себе тайну первородства искусства.
По мере эволюции народной жизни и культуры оно расширялось, углублялось, вовлекало в свой круг социально-исторические явления - одним словом, переосмысливалось но только исподволь и подспудно.
Эстетика фольклорного изображения действительности в целом ряде существенных моментов раскрывается как актуализация в художественном сознании народа психологических стереотипов, сформированных обрядом как действом преображения жизни.
Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения несомненно является праздник. И это естественно. Ведь преображение всегда связано с актом упразднения, старое состояние мира упраздняется новым, новое - избавляется от старого.
И сама двумирность праздника, где новое хохочет в глаза старому, есть не что иное, как эстетически переосмысленная двумирность языческого обряда, который начинался с того, что заставал человека на пороге двойного бытия (ср., например, обряд инициации); М. М. Бахтин писал о празднике: Все культовое и ограниченное здесь отпало, но осталось всечеловеческое, универсальное и утопическое.
С точки зрения причинно-следственной связи искусство празднично прежде всего потому, что заключает в себе момент преображения.
Именно преображение рождает феноменологию праздничности, а не наоборот. Становится понятным, почему искусство может культивировать праздничность даже вне праздника: оно само - чудо преображения.
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился духовной потребностью. В союзе с созидательными силами природы человек создавал высокую красоту своей души, которую он запечатлевал в искусстве, неотделимом от быта и труда. Художественность входила в жизнь и способствовала ее расцвету. Она была не только символом, но и самой реальностью творческого преображения жизни. Обычный комок глины принимал форму сосуда, ткань расцветала рукотворной радугой.
Фольклорное искусство является бытовым художеством; и совершенно естественно, что для народной эстетики гораздо важнее то, как искусство врастает в почвенные глубины жизни, приноравливаясь к быту и освещаясь его практическими требованиями, нежели то, как оно вырастает из жизни наружу и существует уже само по себе, становясь самодостаточной ценностью.