Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Но в театре того типа, о котором пока идет речь, мир рассматривается со стороны человека и лишь по отношению к человеку, как главной и абсолютной ценности. Он, этот мир, преображается не сам по себе, он не является главным действующим лицом спектакля; на сцене изображается человек, которого стремится поработить этот мир, сделать его лицом характерным, превратить в бытовой тип, исказить внешне и внутренне.
Борьба человека со средой на всех ее уровнях - и на поле карьеры, и на поле судьбы, и в формах, посильных для «маленького человека», и в формах, непосильных для человека великого - составляет динамику актерского искусства этого театра. В типическом жизнеподобии героя, в актере, творчески познающем среду до дна, овладевающем всеми ее оттенками, обозначается лишь одна из граней создаваемой этим театром картины мира.
Выдающийся актер последней трети XIX-начала XX в., ученик И. В. Самарина - В. Н. Давыдов сформулирует главный принцип творческой системы театра второй половины XIX в., подчеркнув его наиболее существенный гуманистический аспект. При этом обращает на себя внимание полемическая направленность его формулировки. «Человек действует в обстановке, но он является центром жизни, хозяином этой обстановки. Вот почему в театре человек должен занимать первенствующее место. Театр - это прежде всего человек, следовательно, прежде всего - актер».
Творческое богатство актерского театра раскрывается в эволюции его представлений о личности.
«Человек принадлежит среде, но не весь», - писал Достоевский, полемизируя с распространением натуралистических тенденций в литературе 1860- 1870-х годов. Театр как бы осваивает на свой манер содержание этой формулы. В диапазоне создаваемых им картин мира он показывает и то, что «принадлежит», и то, что принадлежит «не весь».
И вширь, в пределах определенной группы пьес, дающих тот или иной жанровый срез действительности, и из жанра в жанр, и в историческом существовании театра на протяжении более полувека театр создает панораму жизни, в которой раскрывается это движение. Она включает в себя разнообразные актерские оценки человека в его отношениях с миром, с социальным бытом, с самим собой и в конечном счете с идеей человека, более всего этот театр занимающей.
← Жизнь.. . такая, как она есть | Рассматривая театр второй половины XIX в. → |
---|