Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Впоследствии перед лицом грозных массовых явлений русской действительности рубежа и начала XX в. изменятся и самосознание личности, и тип гуманизма, и непосредственное ощущение текущего жизненного процесса. Но сейчас, в XIX в., театр, представляя себе человека в качестве «центра жизни», ее хозяина, защищая его права и достоинство с этих позиций, отражал тот тип гуманизма, который был свойствен обществу и с которым оно, это общество, связывало и веру свою, и свои надежды.
Утверждение неистребимой ценности человеческой личности, сохраняющей в себе нечто неразрушимое при всех своих социальных трансформациях, была одной из важнейших особенностей той «правды действительности», которую выразил театр этого времени.
Спектакли, отражающие русскую действительность в ее повседневных, обыденных явлениях, жизнь простых людей, обывателей, в полной мере господствовали на сцене театра второй половины XIX в. Наибольшее количество подобных спектаклей составляли комедии и водевили.
Водевиль, на сценическом воплощении которого нам хотелось бы остановиться, уже пережил богатую историю, но оставался популярнейшим жанром и в 1850-1860-е годы. На протяжении этих десятилетий он успел дать множество новых модификаций как по линии укрупнения своих форм (комедия-водевиль, драматический водевиль), так и по линии образования малых форм (шутка, картинка, сценка и пр.). Угол зрения на жизнь, выраженный в образной системе водевильного спектакля, имел ряд типологических особенностей, широко повлиявших на методы освоения театром впечатлений текущей действительности.
Другим источником, воздействовавшим на образование бытовой пьесы, была мелодрама. Обладая сильным зарядом сюжетной динамики, она в значительной степени активизировала процесс формирования русской социально-психологической пьесы, подготовленной в своем материале повествовательной литературой и традициями «физиологического очерка». В начале периода достаточно часто наблюдался жанровый симбиоз мелодрамы и водевиля - в конце периода их традиции снова обособятся, уходя, с одной стороны, в драматургию развлекательного типа, с другой - в натуралистическую, криминально-психологическую пьесу рубежа веков.
← Утверждение неистребимой ценности человеческой личности | Творческое богатство актерского театра → |
---|