Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Архитектура мурановского дома

Но основная задача строителя была связана при этом не столько с утверждением простоты в общем архитектурном облике сельского дома, сколько с решением его внутренней структуры. Свободное, не ограниченное классицизирующими канонами построение внутреннего пространства английского коттеджа XVI в., к которому обратились в архитектуре романтизма сначала на родине и вслед за тем в русском зодчестве 1830-1840-х годов, по-видимому, отвечало свойственному этому времени сознанию самоценности внутреннего мира человеческой личности и стремлению к освобождению от сковывающих ее условностей, к душевной свободе.

 
 

Основная задача строителя

Было обращено внимание даже на порождение пространственным решением этой комнаты, как, впрочем, и всей планировки дома, «ощущения доброй таинственности и одушевленного ею уюта». Действительно, особый характер двухстороннего освещения гостиной через эркерные двери-окна, постепенно меркнущего к ее центральной части, может быть, и способствует возникновению у посетителя этого ощущения.

 
 

Любопытная планировка

На протяжении всего XIX в. жизнь детей, их интересы и воспитание занимали в культурном быте интеллигенции большое место. В усадебных условиях у старших поколений находилось больше времени для участия в детской жизни, поэтому жизнь детей здесь протекала более слитно с родителями, чем в городе. Занятия сочетались с длительными совместными прогулками, час в день в Муранове отводился верховой езде.

 
 

Моя усиленная деятельность

«Моя усиленная деятельность происходит, в сущности, лишь от большой потребности в отдыхе и душевном покое» . , - писал Баратынский матери. И посадка аллей, рощи, леса ему представлялась претворением поэтических исканий в реализации обыденного, практически необходимого дела.

 
 

Дом в Муранове

Вместе с архитектурной средой изменения во второй половине XIX в. претерпевала и парковая среда усадьбы, продолжавшая развиваться под воздействием английской парковой архитектуры.

 
 

Возникает предположение

Поэтому барский дом в усадьбе «Мошенские горы» был небольшой, подчеркнуто скромный; его деревянные оштукатуренные стены скрывались под обвивавшим их плющом, за густо насаженными кустами роз и белой акации. К дому был пристроен протяженный павильон со службами и комнатами для гостей. Разнообразные, точно намеченные прогулочные дороги были проложены через обширный парк, раскинувшийся на склонах Мошенских гор, вдоль речки Мошны и Днепра.

 
 

Нараставший интерес в образованных слоях русского общества

Непрерывно нараставший интерес в образованных слоях русского общества к собственной истории, к развивавшимся естественным наукам, к архитектуре и искусству привел не только к увеличению числа музеев - исторических, художественных и естественных - и к большему распространению частного коллекционирования предметов искусства и старины, но и к выработке особенного, «музейного» видения, восприятия явлений материальной и художественной культуры и прошлого и современности сквозь призму их «музейной» значимости.

 
 

Старый дом

Этот флер ощущал и А. И. Герцен. Старый каменный дом в подмосковном имении его отца Васильевском с тоненькой березкой, выросшей из трещины в сенях, вызывал в нем такую же жалость, какую обыкновенно вызывает всякое заброшенное живое существо. И не случайно сам писатель связывал это чувство с первой встречей с деревней, давшей ему множество поэтических впечатлений.

 
 

Старое здание

Если, исходить из времени действия основной части «Обрыва» - 1852- 1853 гг. то эпизод с осмотром старого дома приходится на конец 1840-х годов. Однако он отражает психологию восприятия ушедшей в прошлое усадебной культуры XVIII-начала XIX в., свойственную человеку 1850-х годов. В пользу этого предположения говорит и то, что «Обрыв» был задуман в 1849 г., но вышел в свет лишь в конце 1868 г., несомненно впитав в себя за это время новые взгляды. Не случайно приведенный эпизод попал в первую часть романа, служащую как бы прологом ко всему произведению.

 
 

Осмотр старого дома

По справедливому замечанию И. Ф. Анненского, «Гончаров жил и творил главным образом в сфере зрительных впечатлений: его впечатляли и привлекали больше всего картины, позы, лица. . . Интенсивность зрительных впечатлений, по собственным признаниям, доходила у него до художественных галлюцинаций». В противопоставлении двух барских домов - старого и «нового» - зрительные впечатления почти неуловимо дополняются ощущением одушевленности материальной среды усадьбы, порожденной ее взаимодействием с окружающим миром.

 
 

Роман Гончарова

Еще более определенно та же тоска по ушедшим в небытие временам выражена в картине В. М. Максимова «Всё в прошлом» (1889, ГТГ). Не ограничившись показом лирических аспектов этой темы, художник заострил ее социальный смысл. На картине изображены две старые женщины, всю жизнь прожившие бок о бок, вместе состарившиеся и, казалось бы, объединенные общими воспоминаниями о прошлом.

 
 

Уютная обстановка усадебного дома

Дом радостно принимал меня в свои объятия и каждой половицей, каждым окном, каждой ступенькой лестницы, каждым звуком пробуждал во мне тьмы образов, чувств, событий невозвратимого счастливого прошедшего. Мы пришли в нашу детскую спальню: все детские ужасы снова те же таились во мраке углов и дверей; прошли гостиную - та же тихая, нежная материнская любовь была разлита по всем предметам, стоявшим в комнате; прошли залу - шумливое, беспечное, детское веселье, казалось, остановилось в этой комнате и ждало только того, чтобы снова оживили его.

 
 

Ностальгия по прошлому

Но помимо проявления естественной ностальгии по прошлому, вообще свойственной человеку, в усадебной культуре происходили процессы, родственные этому явлению, но побуждавшиеся иными причинами. Речь идет о стойкости традиций, и их жизненности на протяжении всей второй половины XIX в. именно в усадебной культуре в отличие от городской.

 
 

Приводившиеся выше образцы загородных усадебных ансамблей

В городе разработка архитектуры зданий в зависимости от их назначения и сама типология образных решений их фасадов тоже вырабатывались в течение длительного времени и, если отбросить второстепенное - декоративное убранство, - изменялись незначительно вплоть до 1890-х годов. Даже стилизация в русском духе принципиально не влияла на общее восприятие архитектурного облика, в целом стереотипного для данного вида зданий.

 
 

Перестройка городских домов

Естественно, что в судьбе русской усадьбы и развитии усадебной культуры на протяжении XIX в. огромную роль сыграла реформа 1861 г. После отмены крепостного права были подорваны все важнейшие основы барщинной системы.

 
 

Случайные статьи

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Ренессанс и важнейшие выводы

Мы опускаем детальное описание процесса, в рамках которого искусство…

Универсальный мир искусства

Художник творит «страну идеала», универсальный мир искусства,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…