Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Метод «склеивания»

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

Комедия Чернышева - пример того, как на почве развлекательного водевильного жанра вырастала социальная драма. В основе сюжета сохраняется анекдот: Ладыжкина, сидящего в долговой тюрьме, извлекает из ямы его кредитор с целью женить его «на деньгах», чтобы получить данное в долг обратно. Прежде в водевиле судьбой человека управлял случай - он разрешал недоразумения, награждал кого надо, а кого следует - наказывал, ставил в смешное положение. Благоприятная сила случая делала мир «обыкновенной жизни» приемлемым для его обитателей.

Постепенно ситуация переворачивалась. В «Женихе из долгового отделения» в формах анекдота раскрывался парадокс, становившийся повседневным явлением действительности: личность как таковая теряла свое значение - его приобретали деньги; человек же превращался в средство, не более. Случайность (происходящая путаница) - здесь только ловушка для простака, обычный, свойственный жизни обман - помучить человека и выкинуть вон, как это и делает с несчастным «обноском» грубо выгоняющая его вдова.
История развития и переосмысления анекдотических сюжетов в русском искусстве середины XIX в. - одна из самых любопытных граней общего художественного процесса. В литературе эта тема ярко прослеживается от А. С. Пушкина и до А. П. Чехова, будучи связана с эволюцией общей картины мира, способов ее жанрового осмысления. Водевиль, сюжетно наиболее активный театральный жанр, обнаруживает в этом отношении и восприимчивость к литературным влияниям, и способность к обратным воздействиям. В этом следует видеть объективное подтверждение художественной актуальности и жизненной емкости анекдотического типа сюжета, широко разрабатывавшегося в русском искусстве на всем протяжении второй половины XIX в. (например, «Дядюшкин сон», «Скверный анекдот» и «Чужая жена и муж под кроватью» Ф. М. Достоевского, «Город Глупов», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Блоха» Н. С. Лескова, ранние рассказы А. П. Чехова и др.).

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Масштабы измерений образа

A. Фадеева, уже упомянутые фильмы А. Довженко, такие монументальные…

Формирования содержания мысли

Тому, кто выводит поэтику фольклора из природы сознания,,…

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…