Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Метод «склеивания»

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

Комедия Чернышева - пример того, как на почве развлекательного водевильного жанра вырастала социальная драма. В основе сюжета сохраняется анекдот: Ладыжкина, сидящего в долговой тюрьме, извлекает из ямы его кредитор с целью женить его «на деньгах», чтобы получить данное в долг обратно. Прежде в водевиле судьбой человека управлял случай - он разрешал недоразумения, награждал кого надо, а кого следует - наказывал, ставил в смешное положение. Благоприятная сила случая делала мир «обыкновенной жизни» приемлемым для его обитателей.

Постепенно ситуация переворачивалась. В «Женихе из долгового отделения» в формах анекдота раскрывался парадокс, становившийся повседневным явлением действительности: личность как таковая теряла свое значение - его приобретали деньги; человек же превращался в средство, не более. Случайность (происходящая путаница) - здесь только ловушка для простака, обычный, свойственный жизни обман - помучить человека и выкинуть вон, как это и делает с несчастным «обноском» грубо выгоняющая его вдова.
История развития и переосмысления анекдотических сюжетов в русском искусстве середины XIX в. - одна из самых любопытных граней общего художественного процесса. В литературе эта тема ярко прослеживается от А. С. Пушкина и до А. П. Чехова, будучи связана с эволюцией общей картины мира, способов ее жанрового осмысления. Водевиль, сюжетно наиболее активный театральный жанр, обнаруживает в этом отношении и восприимчивость к литературным влияниям, и способность к обратным воздействиям. В этом следует видеть объективное подтверждение художественной актуальности и жизненной емкости анекдотического типа сюжета, широко разрабатывавшегося в русском искусстве на всем протяжении второй половины XIX в. (например, «Дядюшкин сон», «Скверный анекдот» и «Чужая жена и муж под кроватью» Ф. М. Достоевского, «Город Глупов», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Блоха» Н. С. Лескова, ранние рассказы А. П. Чехова и др.).

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Послереволюционное развитие искусствознания

Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком…

Внушающая сила кино

Нечто подобное испытывает зритель, попадая к подножью египетской…

Социально-исторический опыт

Но в той же вещи воплощается человек и в своих личностных отношениях,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…