Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Комедия Чернышева - пример того, как на почве развлекательного водевильного жанра вырастала социальная драма. В основе сюжета сохраняется анекдот: Ладыжкина, сидящего в долговой тюрьме, извлекает из ямы его кредитор с целью женить его «на деньгах», чтобы получить данное в долг обратно. Прежде в водевиле судьбой человека управлял случай - он разрешал недоразумения, награждал кого надо, а кого следует - наказывал, ставил в смешное положение. Благоприятная сила случая делала мир «обыкновенной жизни» приемлемым для его обитателей.
Постепенно ситуация переворачивалась. В «Женихе из долгового отделения» в формах анекдота раскрывался парадокс, становившийся повседневным явлением действительности: личность как таковая теряла свое значение - его приобретали деньги; человек же превращался в средство, не более. Случайность (происходящая путаница) - здесь только ловушка для простака, обычный, свойственный жизни обман - помучить человека и выкинуть вон, как это и делает с несчастным «обноском» грубо выгоняющая его вдова.
История развития и переосмысления анекдотических сюжетов в русском искусстве середины XIX в. - одна из самых любопытных граней общего художественного процесса. В литературе эта тема ярко прослеживается от А. С. Пушкина и до А. П. Чехова, будучи связана с эволюцией общей картины мира, способов ее жанрового осмысления. Водевиль, сюжетно наиболее активный театральный жанр, обнаруживает в этом отношении и восприимчивость к литературным влияниям, и способность к обратным воздействиям. В этом следует видеть объективное подтверждение художественной актуальности и жизненной емкости анекдотического типа сюжета, широко разрабатывавшегося в русском искусстве на всем протяжении второй половины XIX в. (например, «Дядюшкин сон», «Скверный анекдот» и «Чужая жена и муж под кроватью» Ф. М. Достоевского, «Город Глупов», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Блоха» Н. С. Лескова, ранние рассказы А. П. Чехова и др.).
← Комедия Чернышева | Мартынов - комики и трагики → |
---|