Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Герцен и его друзья

Кажется, вся сила на стороне «настоящей», николаевской Руси. Но не зря же она получает у Герцена презрительное определение: «промежуточная среда».
Да, соотношение сил чудовищно, оскорбительно неравно. Но за русскими мальчиками, разбуженными к сознательной нравственной жизни декабристами, будущее, а николаевская Русь движется к неизбежному вырождению и краху.

 
 

Второй удар

Важно, что для Герцена историческими деятелями были не только Чаадаев, Гоголь, Белинский, Бакунин или Маццини, но и парижские блузники, сражающиеся на баррикадах, итальянские матросы, соратники отважного простолюдина Гарибальди.

 
 

Нравы москвичей и петербуржцев

«В Москве мертвая тишина; люди систематически ничего не делают, а только живут и отдыхают перед трудом. .. В Петербурге вечный стук суеты суетствий, и все до такой степени заняты, что даже не живут. Деятельность Петербурга бессмысленна, но привычка деятельности - вещь великая.

 
 

В воспоминаниях Герцена

В воспоминаниях Герцена рассказано, как упорно он вырабатывает свое революционное мировоззрение и как рано находит поприще, на котором может послужить народу. Как никто другой, он понимает, сколь мучительна и в какой мере оправдана исторической ситуацией драма мыслящих образованных русских людей, не нашедших для себя такого поприща.

 
 

Москва и Петербург

По мере развития сюжета герценовской жизни круг действия в «Былом и думах» расширяется, а драматизм усиливается.

 
 

Герцен - человек пушкинской эпохи

Герцен - человек пушкинской эпохи, живущий в послепушкинское переменное время.
Вот что он сам говорит об этом времени вскоре после краха революции 1848 г., в горькую минуту отчаяния. «Как тяжела наша эпоха; все вокруг нас разлагается; все колеблется, ощущая головокружение и злокачественную лихорадку; самые мрачные предчувствия осуществляются с ужасающей быстротой. . .»
Герцен - человек переходного времени, но сам он не переходный человек.

 
 

Верность клятве

Да, главное в натуре Герцена, дворянского революционера, - естественное гордое ощущение себя действующим лицом истории, возникшее под впечатлением семейных преданий о горящей, но непокорившейся Москве, городе, который он любил так же горячо, как Пушкин и Лермонтов, под влиянием восстания и казни декабристов, ознаменовавших его нравственное побуждение. Герцен всегда помнил, кому он и его круг обязаны своим нравственным пробуждением и своей энергией, которой хватило до конца жизни.

 
 

Былое и думы

Герцен находил оригинальных людей не только среди аристократов, заговорщиков или артистов, но и меж русских крепостных крестьян - он близко видел их в доме отца, в подмосковном имении, в ссылке; за освобождение крестьян он, по словам Ленина, встал горой. Он восторгался парижскими пролетариями, но терпеть не мог пошлых, самодовольных французских буржуа, европейское мещанство ему ненавистно так же, как раболепные грубые русские чиновники-мздоимцы.

 
 

Вольное, гласное слово - цель

То его ссылают в Вятку, то держат во Владимире и не пускают в Москву, где по нему тоскует невеста, то он вынужден уехать из родной Москвы в Петербург - город, который ему неприятен, - чтобы служить там чиновником, как служил в Вятке. В столице его снова уличают в антиправительственных действиях: ему предъявляют вздорное обвинение, угрожают дальней ссылкой, из милости отправляя в ближнюю - в Новгород.

 
 

Герцен уезжает за границу

В эмиграции Герцену не раз пришлось спасаться - от запутанных трагических семейных обстоятельств, одиночества, превратностей политической борьбы, тоски по родине, от самого себя. На чужбине он узнал бремя эмигрантской свободы, как до того на родине - бремя бесправия.

 
 

О духовной драме Герцена

Часто говорят о духовной драме Герцена. В «Былом и думах» рассказана история этой драмы, связанная с передовым общественным движением нескольких десятилетий. «Былое и думы» - это драма, изложенная в повествовательной форме, прокомментированная философом и публицистом, развернутая на фоне живописных, зорко уловленных бытовых подробностей, проникнутая исповедническим чувством.

 
 

Кульминации драмы

Однако же силы николаевского режима истощены. После смерти царя и Крымской войны влияние Герцена, издателя «Колокола», на русское общество достигает апогея. Еще одна, неожиданная драматическая ситуация возникает после петербургских пожаров, в которых обвинили поляков и студентов, и польского восстания 1863 года: лондонский изгнанник взял его под защиту, он спас честь русской демократии, но разошелся с русским общественным мнением.

 
 

Драматическая природа

Жизнь Герцена, его жены, его дружеского круга 1840-х годов предстает перед читателем «Былого и дум» во всем своем романтическом блеске и обаянии, на фоне острых идейных коллизий, осмысленных быстро, страстно, с молодой горячностью, с бесстрашным стремлением дойти до самых последних выводов.

 
 

Жизнь Герцена

Когда после долгих хлопот Герцен вырывается наконец за границу, на свободу, ему кажется, что тяготы его жизни позади, за полосатым пограничным шлагбаумом. Скоро обнаружится, что дома прошли лучшие, счастливые годы, а настоящая, т. е. духовная, драма, общественная и личная, ждет Герцена на Западе, о котором он так мечтал.

 
 

Властители дум

Деятельность людей этого круга - Герцен стал его украшением и любимцем - еще не расчленена по рубрикам гуманитарных профессий. Тем более и их колоритная бытовая, частная жизнь не отделялась от общественной сферы.

 
 

Случайные статьи

Боевая идеологическая направленность

Энергичный жест, фигура, полная движения, создают впечатление прямого…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Предмет исследования фольклористов

Проблема, следовательно, состоит в том, чтобы определить реальные…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…