Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Способность художника создать тип, т. е. выявить в человеке, во всем его облике и характере имманентные закономерности той или иной среды, ее признаки, объяснить человека через среду, а среду через человека, можно признать тем эталоном художественного мастерства, на уровне которого находятся лучшие произведения «натуральной школы».
Искусство проявляло тенденцию к сближению своих методов с методами естествознания, экономики, статистики, этнографии. Жанр «физиологического очерка», представленный в разных своих вариантах в сборнике «Физиология Петербурга» и в «Петербургском сборнике», стал эталоном для художников «натуральной школы» в их поисках новых литературных форм.
Художник ставил себя в позицию наблюдателя и описателя среды. Она была важна и интересна для него во всех своих проявлениях, и он описывал ее уклад, нравы, лица, события, не отделяя случайного от закономерного, хорошего от плохого, красивого от уродливого, привлекательного от постыдного и низкого, во всем находя характерные свойства «натуры», которая сама себя типизировала, не нуждаясь в этом отношении ни в чьей помощи.
Однако понятие правды, выдвинутое «натуральной школой», было не диалектично. Отдав личность целиком во власть среды, она утеряла возможность изображать жизнь со стороны ее внутреннего развития и движения.
Ее сильная сторона заключалась в другом, а именно в расширении социального кругозора искусства. Практика ее последователей вдохновлялась познавательными задачами, ограниченными, однако, изучением социального механизма современной жизни. Главное состояло в том, чтобы показать, почему человек стал таким, каким он есть, а не каким-либо другим, показать, как данная среда, данное состояние общества формируют людей подобного типа.
← Способность художника | Чиновничье-бюрократическая прослойка → |
---|