В категории «Искусство» Вы можете найти полезные статьи о современном мировом искусстве, современных художниках и поэтах. Из этих статей Вы познаете много интересного из мира искусства. Мы постарались описать основных деятелей искусства и рассказать очень многое об этом в данной категории.
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон представил широкой публике альбом с гравированными иллюстрациями, который назывался «Первая книга форм рокайль и картель», многие мастера архитектурного искусства решили украшать павильоны искусственными раковинами и прочими атрибутами морской тематики.
Художник ставит свое детище в атмосферу публичности - в дневнике, записной книжке и прочее. Порой такое публичное оглашение идеала стоит даже выше по своей гражданской активности, концентрированное художественной мысли, чем само художественное произведение, которое так и «не дорастает» до уже сформулированного идеала. Порой весь творческий путь становится движением к идеалу, выраженному так публицистически бескомпромиссно.
Сочетание публицистических и художественных мотивов рождает мысль, побуждает к действию. Взволнованный стиль повествования как бы отрицается иронией, и такое отрицание еще ярче очерчивает реальность. Панорамы жизни так и видятся читателю политыми кровью и потом. Как видно, мы опять обнаружили диалектику художественной мысли.
Пропагандировать можно по-разному: выступать с трибуны митинга или телеэкрана, языком плаката, газетной строкой, стихом или картиной. Но и любое практическое действие может стать актом пропаганды, может стать поступком. Когда в бою погибал знаменосец и знамя подхватывал другой - он пропагандировал. Воспитательная роль пропагандистского воздействия огромна.
Пропагандистское влияние всегда начинается с идеала, пусть он и не лежит на поверхности, не выявлен специально. Налицо двусторонняя зависимость: пропагандистская деятельность начинается с идеала, а всяческое выдвижение идеала, использование его как образца выступает уже актом пропаганды. В итоге получается такая закономерность: художник не может не быть пропагандистом, как и пропагандист в искусстве не может не быть художником.
Идеология занимает большое место в борьбе за чувства и умы людей. Не случайно буржуазные теоретики огромное внимание уделяют именно идеологии. Кризис буржуазного сознания привел к тому, что империализм постоянно нуждается в обновлении апологетических теорий капиталистического общества, облекая их в одежды не иначе как «глобальных», «вселенских», «планетарных» систем ценностей.
Для всех зрителей есть место, все возможные варианты выбора себя изображены на фреске. Зритель поставлен в ситуацию решительного, бескомпромиссного выбора-поступка. Художник-коммунист, пламенный пропагандист Давид Сикейрос использует искусство для донесения своих идей. Что же в описанной работе является, так сказать, носителем пропаганды? Изображение, образ, идея, воплощенные в живописи на стене здания?
Специальным декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 года намечено снять «наиболее уродливые истуканы» и выставить «первые модели новых памятников на суд масс». Просвещение, агитация, широкая вовлеченность масс в дело Октября - наиболее важные функции социалистического искусства, сложившиеся еще в первые годы Советской власти.
Энергичный жест, фигура, полная движения, создают впечатление прямого репортажа с места события. Авторы (скульптор С. Евсеев, архитекторы В. Шуко, В. Гельфрейх) добились весьма убедительной документальности образа.
A. Фадеева, уже упомянутые фильмы А. Довженко, такие монументальные кинополотна С. Эйзенштейна, как «Броненосец .«Потемкин», «Александр Невский»,- произведения с явно выраженным пропагандистским началом, А как не вспомнить ставшее хрестоматийным для нынешнего школьника «Как закалялась сталь» Н. Островского, произведение героически-романтичное, где каждая страница пропитана страстью могучих дел, пафосом строительства нового мира, бескомпромиссной борьбы против всего, что мешало строить социализм.
Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль, образ, оценка, поставленные в атмосферу публичности. В. И. Ленин неоднократно указывал на необходимость «агитировать среди рабочих», как бы подчеркивая, что нужно не просто вжиться или вчувствоваться в обстановку, а войти в рабочую среду, быть непосредственно с ними. Поле деятельности пропагандиста полностью охватывается этим «среди»: не находясь в гуще масс, уже нельзя называться настоящим пропагандистом.
Искусство живет в процессе создания, репродуцирования, тиражирования, доставки зрителю, активном видении и понимании, критике, обсуждении, приятии или неприятии произведения искусства. И все, кто участвует в этом,- тоже художники, они творят его живое, многообразное, подвижное «тело» культуры. Иначе не было бы чуда красоты, не было бы искания и открытия истины.
Первое впечатление - это какой-то провал в глубины коричневой темноты. Внимательно рассматриваю изображение и так увлекся, что приблизился к полотну, взгляд фиксировал мельчайшие трещины, застывшие комочки лака. Мир живописи всколыхнул воспоминания детства, вызвал самые далекие ассоциации.
Направился в другие залы музея и долго бродил, рассматривая египетские гробницы, рельефы Ассирии.
В следующий приезд я снова поспешил в музей. Рембрандт-неудержимо тянул в свой зал. Хотя и прошло несколько лет, картины висели по-прежнему, ничего не изменилось. И с какой же радостью вновь увидел на стуле возле батареи отопления ту же самую старуху-смотрительницу. Так же неуклюже из ее кармана торчал платок. Она по-прежнему дремала, а проснувшись, повторяла: Не трогайте руками картины!
Контакт рембрандтовского мира с реальным миром происходит на содержательном уровне: мы соотносим личности, время, жизнь. Но тот же контакт художественного и реального миров может произойти и совершенно другим путем - путем соотнесения как раз внешних атрибутов восприятия. Обратимся еще к одному примеру.
Персональная выставка Р. Гуттузо открылась в залах Академии художеств. Очередь. В залах выставки почти невозможно рассмотреть картины от беспокойного мелькания желтых, красных, синих кофточек, шарфов и головных уборов. По залам беспрерывным потоком переливается водопад цветовых пятен, резких, беспокойных мельканий самых различных предметов из галантерейного магазина.