Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Идеи народнического движения

В собиравшемся в Абрамцеве обществе преобладали художники. Здесь были созданы многие крупные произведения русского изобразительного искусства, такие, как «Крестный ход», «Проводы новобранца», портреты С. И. Мамонтова - И. Е. Репиным, «Три царевны», «Богатыри», «Каменный век» - В. М. Васнецовым, «Девочка с персиками» и этюды - В. А. Серовым. В Абрамцеве подолгу живали и работали С. А. и К. А. Коровины, И. С. Остроухое, М. М. Антокольский, Н. В. Неврев, В. И. Суриков, М. А. Врубель, искусствовед и археолог А. В. Прахов и др. Увлекавшиеся керамикой М. А. Врубель и С. И. Мамонтов работали в абрамцевской гончарной мастерской.

 
 

Организация столярной мастерской

В период, когда постройка церкви была в самом разгаре, С. И. Мамонтов теряет к ней интерес (его заменила Е. Г. Мамонтова) под влиянием нового увлечения - домашними спектаклями. Им предшествовали совместные вечерние домашние чтения или читки пьес из русской и западной классики с заранее распределенными ролями и живые картины.

 
 

Театральные начинания

И вместе с тем театральные начинания на сцене абрамцевского дома были отмечены печатью дилетантизма, причем отмечены ею явно сознательно, с трактовкой мамонтовских постановок как интересной, очень занимательной игры в театр.

 
 

Линия дальнейшего развития усадебного искусства

Линия дальнейшего развития усадебного искусства, усадебной среды и усадебного быта, заложенная в Абрамцеве, продолжается, с одной стороны, в усадьбе Д. В. Поленова с его поисками новых выразительных архитектурных приемов в усадебном архитектурном творчестве, театрально-просветительской деятельностью, собирательством и собственной живописью, с другой - в Талашкине княгини М. К. Тенишевой, где продолжалась разработка так называемого «неорусского стиля» в усадебном зодчестве и бытовали некоторые формы взаимодействия народного и профессионального искусства, родственные абрамцевским. Но обе эти усадьбы принадлежат к искусству рубежа XIX и XX вв.

 
 

Социальные основы

Вследствие этого в усадебной среде второй половины XIX в. и ее культурном быте наблюдаются определенные черты, свидетельствующие и о стойкости некоторых традиций, сложившихся в русской культуре во времена классицизма и романтизма и воспроизводивших типологические особенности облика богатой помещичьей усадьбы в совокупности почти всех составлявших ее элементов - архитектурно-парковой среды, природного окружения, повседневного и культурного быта ее обитателей.

 
 

Синтетичность усадебной культуры

Таким образом, в русской усадьбе и ее культурной жизни не только воплощались эстетические идеалы человека второй половины XIX в. и удовлетворялись его духовные потребности, но и складывались и дополнительные по отношению к городу условия, которые способствовали развитию различных связей с народом и пробуждению интереса к его жизни.

 
 

Обуреваемый широкими планами

Однако спокойная жизнь в усадьбе как раз и не ожидала Огарева. Судя по его письмам А. И. Герцену 1846-1851 гг в его стремлении поселиться в деревне таились более серьезные, хотя в условиях крепостного права и весьма фантастические основания. В 1847 г., когда была написана цитируемая статья Огарева, он уже второй год почти безвыездно жил в своем пензенском имении Старое Акшено и собирался пробыть там пять-шесть лет.

 
 

Фантастические основания

Старый, громоздкий, построенный еще в XVIII в. барский дом в Старом Акшене, обросший в первой половине XIX в. многочисленными пристройками, вполне устраивал Огарева как жилье, приют для друзей и место для научных занятий (их было немало - химия, анатомия, патология, физиология, ботаника, литературные труды). Вопреки известному провинциализму архитектурных форм - плод деятельности крепостного зодчего - это сооружение, вознесенное на пригорке над целой системой далеко протянувшихся прудов, производило весьма внушительное впечатление.

 
 

Композиция центральной части усадьбы

Удивительны были взаимоотношения Огарева с природной средой Старого Акшена. Ощущение ее постоянного поэтического воздействия не мешало ему использовать ее в научных целях и извлекать из нее пользу для своих хозяйственно-экономических мероприятий. Все занятия Огарева в деревне, его многообразная деятельность и живое восприятие природы были сплетены в жизни поэта тех лет в единый неразрывный клубок. «.. .Ко всем иным занятиям прибавилась мне должность управляющего, - сообщал он Герцену. - Да и дом мне с тех пор лучше нравится.

 
 

Предпринимательские опыты Огарева

Как правило, ансамбль усадьбы располагался на берегу естественного водоема, в окружении тенистого парка и плодовых садов. Планировка парка подчинялась общей планировке усадьбы; регулярная вблизи ее главного ядра, она постепенно переходила в свободную, пейзажную. Построение регулярной части парка исходило из общей композиции архитектурного центра усадьбы и строилось по его главной оси.

 
 

Перемены в архитектуре усадьбы

Естественно, что в ходе изменения исторической ситуации, возрастания роли капиталистического производства, социальных перемен, все большего распространения просвещения и прогрессивных демократических идей в средних классах русского общества, наконец, изменения в эстетических вкусах эпохи и появления новых направлений в литературе и искусстве русская усадебная культура также приобретала новые, свойственные данному времени черты.

 
 

Новые эстетические взгляды

Распространение идей романтизма в искусстве России связывается обычно с первой третью XIX в., однако вряд ли можно охарактеризовать так называемую «псевдоготику» в творчестве В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Ю. М. Фельтена иначе как одно из ранних проявлений архитектуры романтизма, свойственное притом именно усадебному, а не городскому зодчеству последней трети XVIII в.

 
 

Распространение идей романтизма в искусстве России

Следует подчеркнуть, что современники воспринимали стилизацию в духе европейского и древнерусского средневекового зодчества в русле единого декоративного стиля, или, точнее, так называемого «готического вкуса», коим обозначалась не категория настоящего, большого стиля, а как бы игра в «стиль», способствовавшая созданию особой театрализованной архитектурной среды, которая в совокупности с «дикой», «нетронутой» природой вполне отвечала романтическим настроениям эпохи.

 
 

Романтическое направление в русской архитектуре

Одним из ранних примеров подобных тенденций может служить ансамбль имения Чичериных «Караул» Тамбовской губернии, созданный в 1840-х годах архитектором Миллером и садоводом Мазингом . Традиционно поставлен на высоком, с выровненным склоном берегу реки Вроны барский дом. Он окружен густым парком - в парадной части регулярным, но далее переходящим в пейзажный.

 
 

Архитектура главного дома

Как известно, архитектура главного дома и наметка разбивки парка в Муранове - результат собственного творчества поэта, отказавшегося от профессиональной помощи. Поэтому внешний вид дома в Муранове и его внутреннее устройство непосредственно воплощали идеи Баратынского - эстетические, духовные и чисто практические, связанные с организацией повседневного и культурного быта своей семьи, вместе с которой он собирался жить в деревне большую часть года.

 
 

Случайные статьи

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Творчество Л. Н. Толстого

Но философия марксизма дает, разумеется, основания для более широкого…

Построение теоретических концепций

Но в большинстве случаев на смену описаниям рано или поздно приходит…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…