Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Идеи народнического движения

В собиравшемся в Абрамцеве обществе преобладали художники. Здесь были созданы многие крупные произведения русского изобразительного искусства, такие, как «Крестный ход», «Проводы новобранца», портреты С. И. Мамонтова - И. Е. Репиным, «Три царевны», «Богатыри», «Каменный век» - В. М. Васнецовым, «Девочка с персиками» и этюды - В. А. Серовым. В Абрамцеве подолгу живали и работали С. А. и К. А. Коровины, И. С. Остроухое, М. М. Антокольский, Н. В. Неврев, В. И. Суриков, М. А. Врубель, искусствовед и археолог А. В. Прахов и др. Увлекавшиеся керамикой М. А. Врубель и С. И. Мамонтов работали в абрамцевской гончарной мастерской.

 
 

Организация столярной мастерской

В период, когда постройка церкви была в самом разгаре, С. И. Мамонтов теряет к ней интерес (его заменила Е. Г. Мамонтова) под влиянием нового увлечения - домашними спектаклями. Им предшествовали совместные вечерние домашние чтения или читки пьес из русской и западной классики с заранее распределенными ролями и живые картины.

 
 

Театральные начинания

И вместе с тем театральные начинания на сцене абрамцевского дома были отмечены печатью дилетантизма, причем отмечены ею явно сознательно, с трактовкой мамонтовских постановок как интересной, очень занимательной игры в театр.

 
 

Линия дальнейшего развития усадебного искусства

Линия дальнейшего развития усадебного искусства, усадебной среды и усадебного быта, заложенная в Абрамцеве, продолжается, с одной стороны, в усадьбе Д. В. Поленова с его поисками новых выразительных архитектурных приемов в усадебном архитектурном творчестве, театрально-просветительской деятельностью, собирательством и собственной живописью, с другой - в Талашкине княгини М. К. Тенишевой, где продолжалась разработка так называемого «неорусского стиля» в усадебном зодчестве и бытовали некоторые формы взаимодействия народного и профессионального искусства, родственные абрамцевским. Но обе эти усадьбы принадлежат к искусству рубежа XIX и XX вв.

 
 

Социальные основы

Вследствие этого в усадебной среде второй половины XIX в. и ее культурном быте наблюдаются определенные черты, свидетельствующие и о стойкости некоторых традиций, сложившихся в русской культуре во времена классицизма и романтизма и воспроизводивших типологические особенности облика богатой помещичьей усадьбы в совокупности почти всех составлявших ее элементов - архитектурно-парковой среды, природного окружения, повседневного и культурного быта ее обитателей.

 
 

Синтетичность усадебной культуры

Таким образом, в русской усадьбе и ее культурной жизни не только воплощались эстетические идеалы человека второй половины XIX в. и удовлетворялись его духовные потребности, но и складывались и дополнительные по отношению к городу условия, которые способствовали развитию различных связей с народом и пробуждению интереса к его жизни.

 
 

Обуреваемый широкими планами

Однако спокойная жизнь в усадьбе как раз и не ожидала Огарева. Судя по его письмам А. И. Герцену 1846-1851 гг в его стремлении поселиться в деревне таились более серьезные, хотя в условиях крепостного права и весьма фантастические основания. В 1847 г., когда была написана цитируемая статья Огарева, он уже второй год почти безвыездно жил в своем пензенском имении Старое Акшено и собирался пробыть там пять-шесть лет.

 
 

Фантастические основания

Старый, громоздкий, построенный еще в XVIII в. барский дом в Старом Акшене, обросший в первой половине XIX в. многочисленными пристройками, вполне устраивал Огарева как жилье, приют для друзей и место для научных занятий (их было немало - химия, анатомия, патология, физиология, ботаника, литературные труды). Вопреки известному провинциализму архитектурных форм - плод деятельности крепостного зодчего - это сооружение, вознесенное на пригорке над целой системой далеко протянувшихся прудов, производило весьма внушительное впечатление.

 
 

Композиция центральной части усадьбы

Удивительны были взаимоотношения Огарева с природной средой Старого Акшена. Ощущение ее постоянного поэтического воздействия не мешало ему использовать ее в научных целях и извлекать из нее пользу для своих хозяйственно-экономических мероприятий. Все занятия Огарева в деревне, его многообразная деятельность и живое восприятие природы были сплетены в жизни поэта тех лет в единый неразрывный клубок. «.. .Ко всем иным занятиям прибавилась мне должность управляющего, - сообщал он Герцену. - Да и дом мне с тех пор лучше нравится.

 
 

Предпринимательские опыты Огарева

Как правило, ансамбль усадьбы располагался на берегу естественного водоема, в окружении тенистого парка и плодовых садов. Планировка парка подчинялась общей планировке усадьбы; регулярная вблизи ее главного ядра, она постепенно переходила в свободную, пейзажную. Построение регулярной части парка исходило из общей композиции архитектурного центра усадьбы и строилось по его главной оси.

 
 

Перемены в архитектуре усадьбы

Естественно, что в ходе изменения исторической ситуации, возрастания роли капиталистического производства, социальных перемен, все большего распространения просвещения и прогрессивных демократических идей в средних классах русского общества, наконец, изменения в эстетических вкусах эпохи и появления новых направлений в литературе и искусстве русская усадебная культура также приобретала новые, свойственные данному времени черты.

 
 

Новые эстетические взгляды

Распространение идей романтизма в искусстве России связывается обычно с первой третью XIX в., однако вряд ли можно охарактеризовать так называемую «псевдоготику» в творчестве В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Ю. М. Фельтена иначе как одно из ранних проявлений архитектуры романтизма, свойственное притом именно усадебному, а не городскому зодчеству последней трети XVIII в.

 
 

Распространение идей романтизма в искусстве России

Следует подчеркнуть, что современники воспринимали стилизацию в духе европейского и древнерусского средневекового зодчества в русле единого декоративного стиля, или, точнее, так называемого «готического вкуса», коим обозначалась не категория настоящего, большого стиля, а как бы игра в «стиль», способствовавшая созданию особой театрализованной архитектурной среды, которая в совокупности с «дикой», «нетронутой» природой вполне отвечала романтическим настроениям эпохи.

 
 

Романтическое направление в русской архитектуре

Одним из ранних примеров подобных тенденций может служить ансамбль имения Чичериных «Караул» Тамбовской губернии, созданный в 1840-х годах архитектором Миллером и садоводом Мазингом . Традиционно поставлен на высоком, с выровненным склоном берегу реки Вроны барский дом. Он окружен густым парком - в парадной части регулярным, но далее переходящим в пейзажный.

 
 

Архитектура главного дома

Как известно, архитектура главного дома и наметка разбивки парка в Муранове - результат собственного творчества поэта, отказавшегося от профессиональной помощи. Поэтому внешний вид дома в Муранове и его внутреннее устройство непосредственно воплощали идеи Баратынского - эстетические, духовные и чисто практические, связанные с организацией повседневного и культурного быта своей семьи, вместе с которой он собирался жить в деревне большую часть года.

 
 

Случайные статьи

Дискредитация культуротворческих возможностей

Дискредитация культуротворческих возможностей науки и техники…

Пик собирательской деятельности

Движимые небезосновательной тревогой за судьбы фольклора в…

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…