Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного произведения, никогда не отвергала полностью соотнесенности его с воспринимающим субъектом. Эта соотнесенность всегда домысливалась, хотя в отдельных случаях ее проявления у Морица или у Гете и отличались известной противоречивостью.
У Гегеля коммуникативный аспект произведения как заключенное в содержание произведения отношение к адресату хотя и не был полностью разработан, но был прочно укоренен в горизонте его теоретического сознания. Для него художественное произведение не столь естественно в себе, как красочное оперение птицы, соцветие цветов и другие явления природы, а является в сущности вопросом, обращенным к созвучной душе, зовом к нравам и духовным существам. В качестве разъяснения и завершения там говорится: Но хотя художественное произведение и образует согласующийся в себе и завершенный мир, все же оно в качестве действительного, обособленного объекта существует не для себя, а для нас, для публики, которая созерцает художественное произведение и наслаждается им. Любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком.
← Картина действительности | Ориентация на художественное произведение → |
---|