Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Старый театр

Старый театр действительно дошел до «границ своей выразительности», оказался бессилен перед истинно новой пьесой - бессилен в целом, во всем наборе привычных средств, при помощи которых он пытался справиться с «Чайкой». Даже великая актриса - быть может, наиболее «чеховская» актриса русской сцены - В. Ф. Комиссаржевская не смогла победить эту стену рутины так, как это удавалось в других пьесах М. Г. Савиной или М. Н. Ермоловой, напротив - сама в момент премьеры была побеждена ею. Решить «Чайку» на старом языке театра оказалось невозможным; требовалось нечто иное.

 
 

Внезапный «скачок»

Традиционно среди исследователей театра мнение, что «рождение русской режиссуры. . . было выстрадано предшествующими десятилетиями жизни русского театра» , накоплением количественных изменений, давших взрыв нового качества. Более новое мнение видит решающий стимул для этого взрыва в тех уроках, которые русскому театру дал западный, - в гастролях мейнингенской труппы 1885 и 1890 гг.

 
 

Взаимоотношения русского и зарубежного театра

В этом плане особенно интересна реакция русской публики и театра
на гастроли придворной труппы Саксен-Мейнингенского герцогства. Гастроли эти поразили не репертуаром, основанным на высокой классике, - прежде всего Шиллер и Шекспир (для русской сцены это было привычно), не крупными актерскими работами (что было не самой сильной стороной мейнингенцев), но слаженностью спектаклей.

 
 

Н. Е. Эфрос

В различных оценках видны не только поляризация сил и театральная принадлежность пишущих (Островский - защитник актерского театра, Станиславский - нарождающейся режиссуры), но и время, за пять лет совершившее перемены в самом русском театре. Уроки мейнингенцев подтвердили правильность того пути, по которому театр - пусть непоследовательно, медленно, зачастую неосознанно - шел, а потому и были восприняты как поддержка, как стимул.

 
 

Жанрово-драматургическое определение

Жанрово-драматургическое определение «Парсифаля» - «Buhnenweih-festspieb, «Китежа» - «сказание», но принял Римский-Корсаков и другой подзаголовок - «литургическая опера», истолковав это определение как форму, в которой «всякое драматическое действие исчезает». При тождестве отправных идей драматургия и конечный смысл двух опер тем не менее различны. Один из корней этого различия - воплощение образов зла, искушения, страдания.

 
 

Самые универсальные жанры западноевропейской культуры

Темы «небесного града» рождаются в музыке сольных и хоровых сцен, пронизывая их на всех этапах действия. Речи Февронии и прочих героев ясны всегда; неясны лишь страшные видения Гришки в лесу. Все прочее, включая и трагические хоры народа в Малом Китеже, и, конечно, сцену погружения града, и «Сечу при Керженце», ясно и стройно во всех смыслах, в том числе жанровом.

 
 

Созданный в первые годы XX столетия «Китеж»

Если русскому композитору доводилось изображать иной народ, он тоже не становился «народом вообще». Укажем на оригинальнейший пример - «Сервилию» Римского-Корсакова. В европейской музыкальной культуре прошлого века известны десятки, если не сотни опер на сюжеты из истории Древнего Рима, но именно русский композитор всерьез озаботился вопросом: какой музыкальный язык будет соответствовать изображаемой эпохе, на каком она себя выражала сама.

 
 

Конкретность и многогранность хоровых образов русской оперы

Конкретность и многогранность хоровых образов русской оперы соответствуют общему тезису отечественной культуры, выраженному в чеканной формуле Мусоргского: «Разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею». Любая личность проявляет себя в жизни разнообразно и часто неожиданно, «непредусмотренно», органически развивается по собственным законам.

 
 

Сказки Римского-Корсакова

В минуту сомнения и разочарования оброненное замечание Римского-Корсакова: «Не есть ли опера и вообще какой-то вздор и вырождающаяся форма? Иногда думается, что только один сказочный вздор находит для себя подходящую форму в опере.

 
 

Русская культура XIX века

Характерные черты «неорусского стиля» рубежа веков - обращение к сказочным, былинным темам, к легендарным или фольклорным персонажам, стремление передать эмоциональный строй древнерусского и народного искусства путем «сознательного отбора тех или иных мотивов и форм, которые наиболее полно отвечают новым эстетическим требованиям, а иногда и их произвольное изменение с целью достичь наиболее сильного впечатления», т. е. воссоздание и развитие народной системы мышления, очевидны в музыке уже с рубежа 1860-1870-х годов.

 
 

Характерные черты литературного реализма

Если характернейшей чертой литературного реализма считается изображение действительности максимально соответствующими ей языковыми средствами - использование «речевого самоопределения среды, связанного с ее бытом, ее культурой и ее историей», «воспроизведение социальных характеров с помощью их собственных голосов», - то подобное явление наблюдается и в музыке. Принцип речевого самоопределения более всего близок Мусоргскому, у которого действующие лица «говорят так, как хотят говорить», а музыка становится «художественным воспроизведением человеческой речи без утрировки и насилования» - «музыкой правдивой, точной, но (читай: значит) художественной, высокохудожественной».

 
 

Римский-Корсаков в качестве главного принципа кучкизма

Тяготение к достоверности интонации и создаваемого ею музыкального образа входило в самое ядро эстетики кучкизма, сближая его с тенденциями современной литературы и живописи: как передвижники боролись с незыблемостью академического канона прекрасного, так и кучкисты объявляли бой «абсолютной, безусловной музыкальной красоте».

 
 

Национальная почвенность оперы Чайковского

Национальная почвенность оперы Чайковского, конечно, вне сомнений; в «Опричнике» он несомненно стремился и к передаче исторического колорита. Но именно колорита-фона, часто яркого и выразительного, для драмы героев. В сущности, идет речь прежде всего О таинственном, едва ли не врожденном чувстве истории, которое может проявляться не только в сочинениях на историческую тему: «Даже в подходе к пейзажу, к быту может выражаться то большее, то меньшее чувство истории.

 
 

Тяготение к достоверности интонации

Еще пример - контрастные решения одной темы Римским-Корсаковым и Чайковским: опера «Снегурочка» и музыка к драме Островского.
Римский-Корсаков вспоминал: «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем, не было для меня лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле-солнцу.

 
 

Римский-Корсаков вспоминал

Как видно, один и тот же русский весенний пейзаж звучит для композиторов-современников совсем по-разному. И если Римский-Корсаков в своей «Снегурочке» идет в глубь народного миросозерцания, в глубь исторической памяти, народной и своей собственной, то в «Снегурочке» Чайковского, создававшейся в Москве, в непосредственном общении с Островским, личное восторженное преклонение перед красотой в природе преломляется в интонациях «внутри-московского... фольклора и „распевной" лирики городского драматизированного романса.

 
 

Случайные статьи

Советское искусство

Специальным декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 года намечено снять…

Фольклор как народная мудрость

Фольклор как народная мудрость - это коллективное сознание, еще не…

Эстетический гедонизм

Достижение этой гуманистической задачи, однако, часто весьма трудно и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…