Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Любая «интерьерная» картина

Многообразными были формы бытования портретных произведений в русской художественной жизни и просто в обычном культурном обиходе изучаемого времени. Наряду с пейзажной живописью портрет, казалось, обозначал собою не осложненные авторской волею, открытые отношения художника к окружающему миру, и потому, опять же казалось, мир входил в эти произведения самым простым и естественным путем.

 
 

Многообразными были формы бытования портретных произведений

В той картине мира, которую являла зрителям портретная живопись, «небо» и «землю» соединяли образы людей, с чьей деятельностью общественное сознание прочно ассоциировало национальный облик России и ее исторические судьбы. Лев Толстой, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Владимир Соловьев - вот лишь некоторые главные, воплощенные в искусстве обитатели российского Олимпа, каким представляла его себе мыслящая и народолюбивая часть общества "J. Разумеется, об олимпийском ореоле этих портретных персонажей можно говорить с большой долей условности.

 
 

Общеизвестные крупнейшие творческие достижения русской портретной живописи

Но существовала традиция и совсем иного рода. Стоит помнить, что лучшие произведения русского портрета создавались художниками, никак не ограничивавшимися работою в этом жанре. Известным исключением из этого правила можно считать И. Н. Крамского, портретиста по преимуществу, но и у него писание портретов нередко проходило на фоне его раздумий о сюжете и образах очередного тематического полотна.

 
 

Наша тема

Разумеется, эта прямая, зримая взаимосвязь при всем- своем знаменательном смысле имела частное значение и была следствием, а не причиною особой посреднической роли портрета в постижении художником главных свойств бытия. Упомянутые случаи просто концентрировали в себе эту эстетическую многозначность русского портретного жанра изучаемой поры.

 
 

Залы Третьяковской галереи

Перед нами два пути восхождения искусства от отдельного человека к миру, от встречи с конкретной личностью к общему представлению О смысле бытия. И в сближениях между собою, и в решительных расхождениях они очень ясно обозначали сферу поэтических и философско-нравственных интересов русской художественной культуры второй поло-нины XIX в.

 
 

Сложная диалектика изобразительного искусства

Сложная диалектика изобразительного искусства второй половины XIX в., русского в особенности, заключалась среди прочего в том, что портрет - вид творчества, основанный на очень конкретных, личных отношениях художника к натуре, - часто на деле оказывался жанром, глубже других опосредованным мировоззрением эпохи, ее философско-религиозными взглядами, ее поэтической «мифологией».

 
 

Суть портретных образов Крамского

Тема, обозначенная в заглавии настоящего тома, почти не представлена в сфере музыковедения. В разного рода «Историях русской музыки», в исследованиях о русских композиторах-классиках, в мемуарной литературе можно, конечно, найти немало проницательных замечаний о связи тех или иных художественных открытий с событиями эпохи, с ее идейными движениями, с процессами, происходившими одновременно в других искусствах.

 
 

Тема, обозначенная в заглавии настоящего тома

Чем далее, тем более искусство XIX в. становится неизведанной страной, карту которой, однако, уверенно возьмется начертить любой студент. Существованию подобной иллюзии изученности способствует и то обстоятельство, что язык русской музыки второй половины XIX в. воспринимался и воспринимается ныне как естественный, словно сам собою возникший - природный язык отечественной музыки вообще, и эта близость, привычность, доступность несомненно осложняет проникновение в смысл художественной речи классики.

 
 

Идя к явлениям музыки из кругозоров русской жизни

Так же, как необходимо было бы в выявлении эпических основ русского ощущения живописного и живописной культуры говорить о древнерусской иконописи (имеется в виду ныне изданная книга ученого «Русская живопись. Мысли и думы». - М. Р.), так же тут, во введении к русской музыкальной книге, естественно возникает несколько соображений о древнерусской лирико-эпической словесной сфере возвышенных помыслов.

 
 

Васнецовские мысли

Нет нужды специально распространяться о том, что храмовое искусство, будь то скульптурное убранство готического собора или же роспись древнерусской церкви, по своему прямому назначению призвано было, пользуясь стенами и сводом архитектурного сооружения, воссоздавать картину мироздания, осязательность и наглядность которой подчеркивалась ее реальной пространственностыо и самим способом ее восприятия - пребыванием молящейся публики внутри этого физического пространства храма.

 
 

Монументальное искусство XIX века

Во Владимирском соборе тоже работали несколько художников, но там явно главенствовала над всеми творческая воля Васнецова, его понимание национальных традиций церковного искусства. Это было вполне очевидно еще современникам, и впоследствии этот памятник монументальной живописи справедливо вошел в историю художественной культуры как дело васнецовских рук.

 
 

Роспись Владимирского собора

Несколькими десятилетиями ранее Александр Иванов в своем главном полотне создавал картину мира, имеющую все признаки реальной, земной природы, но существующую будущим, ожиданием чуда - духовного преображения народа. Образ России как таковой в своем зримом обличье в этой картине мира отсутствовал. Он был животворящей силой, средоточием главной художественной идеи Иванова - показать психологию людей, поставленных историей перед выбором пути.

 
 

Там мечта живет

В XIX век эти народные представления о вселенной пришли основательно преображенными ремесленными навыками местных иконописных школ и граверных мастерских, бродячих артелей художников-самоучек, бравших подряды на росписи сельских церквей. Необычайно пестрые в художественном отношении, эти работы, если поглядеть на них в социологическом разрезе русской культуры, занимали весьма видное место, став в изучаемую эпоху массовым явлением бытового обихода и города и деревни.

 
 

Ища единения своей философско-художественной концепции мира

Что же касается Васнецова, то его художническим устремлениям к монументальному храмовому искусству, созвучному величию образа «Мирового Христа»", весь этот пласт массовой культуры второй половины XIX в. соответствовал очень мало.

 
 

Художники-пейзажисты

Такого типа музыкальность живописи рождалась непроизвольно, она существовала внутри той поэтической правды, которая была непосредственно подвластна пластическому языку реалистического искусства. Но существовали и другие случаи, для нашей темы более важные, когда художники сознательно обращались к поэтике музыкальной формы, и это обращение к музыкальным ассоциациям имело вполне определенную цель - сделать картинный образ более универсальным, глубже погруженным в исторические пласты национального самосознания искусства.

 
 

Случайные статьи

Панлогизм и социальная психология

Общая направленность культурного процесса движется по пути освоения…

Актуальный вид искусства в истории культуры

Вальтер Беньямин отметил, что такая концепция автономии стремится…

Общинный образ жизни

Художественное производство как таковое (Маркс) складывается лишь на…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…