Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Если говорить о способности театра интегрировать в конкретных художественных образах опыт повседневной социальной практики, подавляемых духовных устремлений, то именно водевиль вместе с производными от него жанрами делал это наиболее остро и отчетливо. Из спектакля в спектакль, от одного образа к другому, разнообразя и варьируя свои сюжеты, расширяя круг персонажей, театр создавал на протяжении лет огромный художественный мир со своими типическими явлениями и закономерностями.
Водевиль П. А. Каратыгина «Вицмундир» не сходил со сцены вплоть до 1875 г: Невероятная рассеяность чиновника Разгильдяева, ушедшего из гостей в чужом вицмундире, становилась исходной причиной множества последующих неприятностей. Разгильдяев бесконечно терял деловые бумаги, засылал их не туда, куда надо, забывал свою собственную фамилию, вынужденный ставить вместо подписи закорючку, наконец, путал себя со своим другом, забывая, кто из них должен жениться на любимой им женщине, да и сама любовь вылетала у него из головы при очередном вызове к начальству. Эта модель задерганного человека, потерявшего чувство собственной личности, для которого возможность более или менее устойчивого самочувствия связана с его служебной формой - вицмундиром, - жесткая и яркая пародия на ту же бездушно-бюрократическую российскую систему, в недрах которой погибли и Акакий Акакиевич Гоголя, и Голядкин Достоевского.
← Образ, возникающий в эпизоде | Эволюция водевиля → |
---|