Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Водевиль был формой

«В этой маленькой жанровой картинке, - писал А. И. Арапов после представления водевиля П. А. Каратыгина «1-е июля в Петергофе», - обратили на себя особенное внимание новые типы, а именно: военного писаря, франта и волокиты.., маклера-маклака.., придворного полотера.., наконец, русского. . . и немецкого.. . подмастерьев, приехавших на петергофское гулянье вдвоем с одним фраком»".

 
 

Эволюция водевиля

Образ, возникающий в эпизоде, в короткой или второстепенной роли, не имел своего движения в сюжете, не мог открывать своих новых сторон, многократно подтверждать свои особенности. Он должен был предстать перед зрителями сразу и целиком, совсем законченным, в состоянии полной своей определенности, лаконичный и вместе с тем снабженный всеми существенными подробностями.

 
 

Эпизод в представлении водевиля

Если говорить о способности театра интегрировать в конкретных художественных образах опыт повседневной социальной практики, подавляемых духовных устремлений, то именно водевиль вместе с производными от него жанрами делал это наиболее остро и отчетливо. Из спектакля в спектакль, от одного образа к другому, разнообразя и варьируя свои сюжеты, расширяя круг персонажей, театр создавал на протяжении лет огромный художественный мир со своими типическими явлениями и закономерностями.

 
 

Образ, возникающий в эпизоде

Водевильные корни комедии Гоголя внимательно исследованы в литературе. Но в связи с этим интересно отметить и другое, встречное явление: способность водевиля развивать обозначившиеся в литературе темы, улавливать и применять ее образный язык. В «Вицмундире», как и в ряде других водевилей Каратыгина, безусловно присутствует самостоятельно и своеобразно усвоенное автором влияние Гоголя. Оно сказывается и в первом плане сюжета (среда, типы), и в скрытой «подкладке» (абсурдизм жизни, разрушение личности).

 
 

Водевильные корни комедии

Актер всматривался в свои модели, ловя в них признаки того, что составляет их сущность, своим пристальным интересом к их особенностям утверждая их право на самостоятельность. В его каждой новой роли присутствовало стремление к созданию портрета, в котором множественность моделей воплощалась в индивидуальное существование, в лицо столь же распространенное, как и уникальное, в столь же общественное, как и частное.

 
 

Маленький человек

Очевидно, было в облике этого Бакизаки нечто напоминающее азиата-ростовщика на портрете, купленном художником Чартковым в повести Гоголя «Портрет», - та же изможденность и судорожность черт, та же затаенная сила, здесь спрятанная под внешней вкрадчивостью. Но было ли в нем то, над чем размышлял гоголевский герой, стремясь отдать себе отчет в том странном томительном впечатлении, которое производил на него приобретенный им портрет, или актеру удавалось избегать опасности излишнего натурализма, к которому толкала своих исследователей методика «натуральной школы»?

 
 

Мартынов - комики и трагики

Мартынов, подобно последнему, полагал невозможным разделять актеров на комиков и трагиков, поскольку в жизни человека смешное и печальное, веселое и драматическое постоянно чередуются. «Все это перемешано в жизни. . . Тот не актер, кто не сумеет заставить вас и смеяться и плакать» ".

 
 

Метод «склеивания»

Комедия Чернышева - пример того, как на почве развлекательного водевильного жанра вырастала социальная драма. В основе сюжета сохраняется анекдот: Ладыжкина, сидящего в долговой тюрьме, извлекает из ямы его кредитор с целью женить его «на деньгах», чтобы получить данное в долг обратно. Прежде в водевиле судьбой человека управлял случай - он разрешал недоразумения, награждал кого надо, а кого следует - наказывал, ставил в смешное положение. Благоприятная сила случая делала мир «обыкновенной жизни» приемлемым для его обитателей.

 
 

Комедия Чернышева

На сцене осмысление анекдотического сюжета зависело всецело от творческой инициативы актера. Во время последних гастролей Мартынова в Москве А. Н. Баженов имел возможность сравнить его игру в роли Ладыжкина с игрой московского исполнителя той же роли П. М. Садовского. Его поразило, как по-разному звучала эта пьеса у двух актеров.

 
 

Подводя итог деятельности Мартынова

И все же при всей художественной мощи этой тенденции, которую представлял своим творчеством в водевиле Мартынов, законы мира «обыкновенной жизни» обязывали комедийную сцену к многообразию жизненных восприятий и красок. Такой она, и существовала до конца века.

 
 

Проблемы исторического самоопределения России

Проблемы исторического самоопределения России, выработки социальных и духовных ориентиров ее развития становятся главной заботой русского общества, русского искусства второй половины XIX в. Важнейшее значение в это время приобретает национальная тема, связанная с обращением к народной жизни, к быту и нравам ее «свежих», развивающихся слоев: купечества, мещанства, молодой демократической интеллигенции, пореформенного крестьянства.

 
 

Драма, развивающаяся на почве натуральной школы

Границы картины мира у Островского будут впоследствии расширяться, но тенденция критическая и поэтическая неизменно в ней будут присутствовать с перевесом то в одну, то в другую сторону. Вряд ли целесообразно объяснять эти явления в творчестве такого органического художника, как Островский, колебаниями его между западниками и славянофилами.

 
 

Границы картины мира

Эстетика Островского основывалась на убеждении, что для массы интересна пьеса, которая, разыгранная полной и хорошо слаженной труппой, захватывает душу зрителя «видимой, осязаемой правдой». Ему было необходимо, чтобы зритель проживал спектакль, забывая, что он в театре. Эстетика самого театра была другая.

 
 

Эстетика Островского

Между тем эпические начала драматургии Островского были театру и близки, и понятны, но раскрывались они иначе, в иной форме, чем о том мечтал, как того добивался писатель. В этом смысле показательна постановка такой программной пьесы, как «Бедность не порок».

 
 

Смысл для Островского искусства

Известно, какой восторженный прием встретило исполнение Садовским роли Любима Торцова в славянофильских кругах, где в этом образе увидели выражение идеальных начал русской натуры, неукротимую ширь национального характера, мочаловские черты. Однако значительная часть критики и публики восприняла образ, созданный Садовским, иначе. В нем увидели не воплощение идеальных черт народного характера, а трагедию человека, погубленного жестокостью и корыстолюбием окружающей среды, воспроизведенную с небывалой правдой во всех своих зримых непривлекательных проявлениях, но с гуманистической точки зрения, совпадающей с авторской.

 
 

Случайные статьи

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Новые возможности перед культурологией

А искусствоведение, изучая искусство в этом свете, открывает новые…

Построение теоретических концепций

Но в большинстве случаев на смену описаниям рано или поздно приходит…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…