Автор: Евгений Мраморов | Категория: Искусство
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру вещей и меру человека. И поэтому, если «животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит», то «человек умеет производить по меркам любого вида, и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».
Мы процитировали К. Маркса, здесь четко дано определение как универсальности человека, так и искусства.
Красота - это, по Марксу, сущностная сила родового человека, его оружие и хранительница. Искусство фиксирует ее, делает нетленной, вечной, даст возможность донести до потомков.
На моем столе белый лист бумаги, и я еще ничего не написал, но в моем воображении созрел замысел небольшой брошюры, я се уже как бы вижу перед собой, читаю, правлю ее страницы. Имеет ли реальную ценность видение будущего? Ведь книги еще нет. Да, имеет. При условии, что я сяду за работу, осуществлю свой замысел и в итоге напишу свою брошюру. А затем мне захочется написать еще и еще, если я не ленив и не глуп. Но, если я не воплощу свой проект, моя мечта есть обыкновенная маниловщина. То есть мечта - это не мечта, если она не претворяется в дело. Мир мечты, воображения, когда человек легко присваивает себе все лучшее, что создала культура, и так же легко идет дальше, проектируя новое и неизведанное, является необходимым образным началом художественной деятельности. Без него нет и не может быть никакого искусства. Поэтому, чтобы научиться понимать искусство, чтобы самому стать художником, нужно научиться мечтать.
Однако этого мало. Все дело в том, как оформляется мечта в живой ткани творчества. И здесь мы опять сталкиваемся с диалектикой конечного и бесконечного. Художник и зритель, вступая в эстетические отношения, обращаются ко всему миру, а не к его малой частице, изображенной на полотне или описанной словами.
← Путешествие за бабочкой | Универсальность культуры → |
---|