Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Культуры усадебного искусства

Но при этом подразумевается не отмирание усадебной культуры вообще, а прежде всего разрушение основ, на которых зиждилась замкнутость усадебного мира, его самообеспеченность. Этот усадебный мир все более и более изменялся, становился во все увеличивающуюся зависимость от экономики и культуры города.

 
 

В глазах владельцев поместий

Соглашаясь в основном с утверждениями искусствоведов начала XX в. об отмирании усадебного искусства XVIII-начала XIX в. (оно прочно закрепилось в нашей литературе, особенно краеведческой), необходимо, однако, сделать еще одну оговорку. В большой степени эти утверждения были связаны с программным неприятием указанными учеными эклектической архитектуры, на которую опирались и новое строительство в усадьбах, и перестройка старых усадебных ансамблей.

 
 

Утверждение в сознании общества

Утверждению в сознании общества обаяния облика усадьбы и усадебной жизни относительно близкого прошлого, их поэтизации немало способствовала художественная литература XIX в., и особенно И. С. Тургенев, этот наиболее, по словам Г. К. Лукомского, «„усадебный писатель" и даже „усадебный" поэт».

 
 

Добродушно-иронический оттенок

Но даже при более лаконичном изображении материальной среды усадьбы Тургенев поэтично воспроизводил ее духовную атмосферу, порожденную взаимодействием самых различных факторов реального повседневного быта обитателей поместья - поэзии живой природы, чтения, музицирования, охоты, занятий сельским хозяйством, встреч с окрестными помещиками, посещений церкви и т.д.

 
 

Усадебный мир

Никакого высокого предмета для глаза: ни дерева, ни даже колокольни; кое-где разве торчит ветряная мельница с прорехами в крыльях; уж точно: Суходол! Внутри дома комнаты были наполнены заурядною, нехитрою мебелью.

 
 

Впервые став владельцем большого имения

Однако воспроизведение картин усадебной среды и усадебного быта в литературе и искусстве, само по себе достойное изучения, отнюдь не исчерпывает проблему роли усадебной культуры и заложенного в ней духовного начала в развитии художественной культуры второй половины XIX столетия в целом. «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто „полон мыслей"...» - говорил Тургенев.

 
 

Деятельность Тарковского

К такому типу помещиков, получившему большое распространение после отмены крепостного права, но уже достаточно характерному и для предшествующего реформе времени, принадлежали Тарновские, три поколения которых на протяжении почти всего XIX в. владели усадьбой Качановка на Украине (ныне в Черниговской области).

 
 

Замечателен был парк в Качановке

В целом архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, сохранявший свою классицистическую композицию, и замечательная окружающая природа создавали ту активную эмоциональную среду, которая вкупе с царившей в усадьбе непринужденной, радушной обстановкой в течение многих лет привлекала сюда представителей различных видов искусства. Она давала надежду Г. С. Тарновскому осуществить свою мечту - прослыть покровителем искусств.

 
 

Г. С. Тарновский

Владелец Качановки и сам не чуждался композиторского творчества, хотя в этом занятии тоже сказывалось отсутствие нужного образования. Л. М. Жемчужников в своих «Воспоминаниях» упомянул попытки Тарновского править «Героическую симфонию» Бетховена, сочиненную им симфоническую пьесу, посвященную истории Малороссии, и писал о нем как об оригинале «с музыкальным сумбуром в голове и с таким же понятием о живописи».

 
 

Владелец Качановки

В 1854 г. окончился первый период в развитии культурного быта Качановки. После смерти Г. С. Тарновского и его жены усадьба перешла во владение к его племяннику, В. В. Тарновскому (старшему). Это был образованный человек, юрист, член Комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 г. (Полтавской губернии). В. В. Тарновский был издавна близок с Н. В. Гоголем и Т. Г. Шевченко, часто бывавшим у него в Потоках - имении, где жил Тарновский до Качановки.

 
 

Период в жизни

К концу 1860--началу 1870-х годов относится новое архитектурное убранство интерьеров качановского дворца, осуществленное в характерных для тех лет формах. При этом свойственное Тарновскому пристрастие к историзму нашло отражение не только в собирательской деятельности и в наполнении интерьеров дворца подлинной старинной мебелью и предметами декоративно-прикладного искусства или таковыми же, стилизованными в древнем духе (в частности, кабинет, содержавший основную часть собрания Тарновского, был декорирован в модном «русском» стиле), но и в сохранении отдельных, наиболее характерных интерьеров, созданных в прошлом.

 
 

Культурный быт

Качановка оставила значительный след в творчестве И. Е. Репина. Сюда художник попал весной 1880 г., во время поездки, предпринятой им со своим учеником, юным В. А. Серовым, по местам бывшей Запорожской Сечи с целью сбора материалов для задуманной им картины «Запорожцы». Кроме того, здесь же он писал эскизы и этюды для картины «Вечорниці» (1880-1881, ГТГ).

 
 

Широкий образ жизни

Многим моментам усадебного мира Качановки, и прежде всего его традиционным началам, был близок усадебный мир подмосковного имения Трубецких - Ахтырки fil>. Ахтырка была родовым поместьем Трубецких и находилась в их владении с 1734 по 1879 г. Архитектурно-парковый ее ансамбль был создан в 1820-х годах А. С. Кутеповым в стиле позднего классицизма.

 
 

Отличие от художников

В первозданном виде в течение всего указанного периода сохранялись в Ахтырке регулярный сад с цветниками и бассейнами и ландшафтный парк вокруг пруда. Не вдаваясь в особенности пространственного решения и планировки этого усадебного ансамбля, принадлежавших к ушедшей эпохе, следует подчеркнуть зависимость от классицистической архитектурно-парковой среды сложного усадебного быта Ахтырки.

 
 

Н. П. Трубецкой

Петрович, который «был в молодости своей „вольнодумцем" как в религиозном, так и в политическом значении слова», - в глазах отца были «нигилистами», нарушителями вековых традиций. Но П. И. Трубецкой старился, и усадебный быт Ахтырки в эти годы сохранял традиционными главным образом его внешние моменты.

 
 

Случайные статьи

Мизансцена

Студенческие мизансцены и сейчас стоят передо мной как изваяния…

Категории психических процессов

Подавляющее большинство исследователей на этот вопрос отвечают…

Заслуги Плеханова

Одним из следствий такого преувеличения явилось растворение…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…