В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Но при этом подразумевается не отмирание усадебной культуры вообще, а прежде всего разрушение основ, на которых зиждилась замкнутость усадебного мира, его самообеспеченность. Этот усадебный мир все более и более изменялся, становился во все увеличивающуюся зависимость от экономики и культуры города.
Соглашаясь в основном с утверждениями искусствоведов начала XX в. об отмирании усадебного искусства XVIII-начала XIX в. (оно прочно закрепилось в нашей литературе, особенно краеведческой), необходимо, однако, сделать еще одну оговорку. В большой степени эти утверждения были связаны с программным неприятием указанными учеными эклектической архитектуры, на которую опирались и новое строительство в усадьбах, и перестройка старых усадебных ансамблей.
Утверждению в сознании общества обаяния облика усадьбы и усадебной жизни относительно близкого прошлого, их поэтизации немало способствовала художественная литература XIX в., и особенно И. С. Тургенев, этот наиболее, по словам Г. К. Лукомского, «„усадебный писатель" и даже „усадебный" поэт».
Но даже при более лаконичном изображении материальной среды усадьбы Тургенев поэтично воспроизводил ее духовную атмосферу, порожденную взаимодействием самых различных факторов реального повседневного быта обитателей поместья - поэзии живой природы, чтения, музицирования, охоты, занятий сельским хозяйством, встреч с окрестными помещиками, посещений церкви и т.д.
Никакого высокого предмета для глаза: ни дерева, ни даже колокольни; кое-где разве торчит ветряная мельница с прорехами в крыльях; уж точно: Суходол! Внутри дома комнаты были наполнены заурядною, нехитрою мебелью.
Однако воспроизведение картин усадебной среды и усадебного быта в литературе и искусстве, само по себе достойное изучения, отнюдь не исчерпывает проблему роли усадебной культуры и заложенного в ней духовного начала в развитии художественной культуры второй половины XIX столетия в целом. «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто „полон мыслей"...» - говорил Тургенев.
К такому типу помещиков, получившему большое распространение после отмены крепостного права, но уже достаточно характерному и для предшествующего реформе времени, принадлежали Тарновские, три поколения которых на протяжении почти всего XIX в. владели усадьбой Качановка на Украине (ныне в Черниговской области).
В целом архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, сохранявший свою классицистическую композицию, и замечательная окружающая природа создавали ту активную эмоциональную среду, которая вкупе с царившей в усадьбе непринужденной, радушной обстановкой в течение многих лет привлекала сюда представителей различных видов искусства. Она давала надежду Г. С. Тарновскому осуществить свою мечту - прослыть покровителем искусств.
Владелец Качановки и сам не чуждался композиторского творчества, хотя в этом занятии тоже сказывалось отсутствие нужного образования. Л. М. Жемчужников в своих «Воспоминаниях» упомянул попытки Тарновского править «Героическую симфонию» Бетховена, сочиненную им симфоническую пьесу, посвященную истории Малороссии, и писал о нем как об оригинале «с музыкальным сумбуром в голове и с таким же понятием о живописи».
В 1854 г. окончился первый период в развитии культурного быта Качановки. После смерти Г. С. Тарновского и его жены усадьба перешла во владение к его племяннику, В. В. Тарновскому (старшему). Это был образованный человек, юрист, член Комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 г. (Полтавской губернии). В. В. Тарновский был издавна близок с Н. В. Гоголем и Т. Г. Шевченко, часто бывавшим у него в Потоках - имении, где жил Тарновский до Качановки.
К концу 1860--началу 1870-х годов относится новое архитектурное убранство интерьеров качановского дворца, осуществленное в характерных для тех лет формах. При этом свойственное Тарновскому пристрастие к историзму нашло отражение не только в собирательской деятельности и в наполнении интерьеров дворца подлинной старинной мебелью и предметами декоративно-прикладного искусства или таковыми же, стилизованными в древнем духе (в частности, кабинет, содержавший основную часть собрания Тарновского, был декорирован в модном «русском» стиле), но и в сохранении отдельных, наиболее характерных интерьеров, созданных в прошлом.
Качановка оставила значительный след в творчестве И. Е. Репина. Сюда художник попал весной 1880 г., во время поездки, предпринятой им со своим учеником, юным В. А. Серовым, по местам бывшей Запорожской Сечи с целью сбора материалов для задуманной им картины «Запорожцы». Кроме того, здесь же он писал эскизы и этюды для картины «Вечорниці» (1880-1881, ГТГ).
Многим моментам усадебного мира Качановки, и прежде всего его традиционным началам, был близок усадебный мир подмосковного имения Трубецких - Ахтырки fil>. Ахтырка была родовым поместьем Трубецких и находилась в их владении с 1734 по 1879 г. Архитектурно-парковый ее ансамбль был создан в 1820-х годах А. С. Кутеповым в стиле позднего классицизма.
В первозданном виде в течение всего указанного периода сохранялись в Ахтырке регулярный сад с цветниками и бассейнами и ландшафтный парк вокруг пруда. Не вдаваясь в особенности пространственного решения и планировки этого усадебного ансамбля, принадлежавших к ушедшей эпохе, следует подчеркнуть зависимость от классицистической архитектурно-парковой среды сложного усадебного быта Ахтырки.
Петрович, который «был в молодости своей „вольнодумцем" как в религиозном, так и в политическом значении слова», - в глазах отца были «нигилистами», нарушителями вековых традиций. Но П. И. Трубецкой старился, и усадебный быт Ахтырки в эти годы сохранял традиционными главным образом его внешние моменты.