Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Историки литературы

Любовь к Натали начинается по-книжному - с романа в письмах, которыми политический ссыльный обменивается сГ московской кузиной, а кончается тягостной запутанной семейной драмой, сведшей Натали в могилу. Внезапный переход от романтического периода жизни в фило-софско-литературном кружке - Натали была его Прекрасной Дамой - к реальности противоборствующих, индивидуалистических страстей оказался жене Герцена не под силу.

 
 

Любовь к Натали

Внутренний пафос жизни Александра Герцена не в том, что, разочаровавшись в революционных возможностях Запада, он, предшествуя народникам, возложил надежды на русскую крестьянскую общину как ячейку социализма, проявив себя еще раз неисправимым романтиком, и из западника, русского европеиста стал чуть не славянофилом, а в том, что он, как был в молодости, так и остался по гроб жизни революционером, несмотря на то что стал свидетелем разгрома революции, попал в полосу общественного застоя и не легко вписался в крутой поворот истории.

 
 

Внутренний пафос жизни Александра Герцена

Вот что так резко отличает «Былое и думы» от типичной «истории молодого человека XIX века», написанной в «Обыкновенной истории», «Иванове», «Красном и черном» или «Утраченных иллюзиях», - истории, которая движется в одном направлении - от романтических юных надежд к разочарованной, скептической или отчаявшейся зрелости.

 
 

Великий романист Лев Толстой

Лев Толстой, великий романист, когда брался учить санскрит, пахать землю, тачать сапоги, воспитывать крестьянских детей, пропагандировать среди взрослых трезвость и непротивление злу насилием, в сущности говоря, следовал герценовскому обыкновению жить широко и разнообразно.

 
 

Бесовское наваждение

Новолетие церковного календаря, рубеж между августом и сентябрем воздвигает над культурными и социально-историческими датами хроники свой временной отсчет. Новолетие напоминает нам о ветхозаветном предании и первых лучах новой эры (события из жизни Богоматери), восстанавливает исторические вехи в судьбе Византии (Крестовоздвижение, Покров), из глубины веков возникают закрепленные памятью народа образы императора Константина, осажденный турками Царьград.

 
 

Новолетие церковного календаря

Думается, это не так - в романе был один, никем не замеченный настоящий праздник, оставшийся тайной двух, на краткий миг воскресших к новой жизни людей, праздник, которому в хронике «нашего города», в тесноте переходного обыденного времени отведены считанные часы. Таким праздником стала встреча Шатова с вернувшейся из-за границы женой, рождение ребенка, нареченного Иваном - именем усыновившего его отца.

 
 

Хронология романа

Можно было бы сказать, что по сравнению с толстовским «Детством», изначально неизменным, онтологически присущим природе ребенка праздничным состоянием обновляющей радости бытия, праздник стал историей. Уже в ранних пьесах Островского с их «идиллической», «музейной» архаичностью историческое прошлое заявляет свои права на участие в сегодняшнем празднике. Традиционно-народные, фольклорные, песенно-сказовые формы переплетаются с церковным обиходом, воскрешая старину, обращая современность к памяти минувшего.

 
 

Эволюция праздничной темы

В статье, посвященной «Эстетическим аспектам христианизации Руси», А. Панченко справедливо говорит о том, что «множество цивилизационных идей», которые несла с собой религиозная реформа киевского князя, было не «просто приращением знаний», но «принципиальной переоценкой человека. Раньше он был игрушкой судьбы, теперь он владел историей».

 
 

Заключая разговор об образе праздника

Заключая разговор об образе праздника в литературе второй половины XIX в., можно еще раз подчеркнуть, что его судьба в этот период очень драматична. Те решения, к которым с таким напряжением творческих сил, преодолевая трудности и противоречия, пришли величайшие мастера слова Толстой, Островский, Достоевский, были почти полностью отброшены или кардинально переосмыслены в искусстве рубежа веков и начала XX столетия.

 
 

Образы бытия в художественной картине мира н. А. Римского-корсакова

Не правда, что Римский-Корсаков сухой, холодный, объективный описатель красот природы, уравновешенный стилист, суровый профессор, заботливо охраняющий границы своего позитивного миросозерцания! Его творчество глубже, глубиннее, и далеко еще не охвачено современниками. Воспринимать во всей полноте Римского-Корсакова еще не умеют, а потому для ради легкости восприятия приняли в его музыке приемы и свойства письма за сущность, за суть.

 
 

Непреходящая ценность художественного наследия

Попытки такого осмысления творчества Римского-Корсакова были предприняты вскоре после его смерти, когда наследие его стало обозримо в полном объеме. На той волне философских исканий, которая характерна для русской мысли рубежа веков и начала XX в., к интерпретации корсаков-ского творчества обращаются философы - И. И. Лапшин, многие годы близко знавший и высоко чтивший композитора, и А. Ф. Лосев, начинающий свой научный путь статьей о «Снегурочке».

 
 

Попытки осмысления творчества Римского-Корсакова

Подобно Л. Толстому, он составил целую эпоху. С ним отошел в прошлое XIX век и начался XX, в нем осуществился перекресток столетий и художественных направлений, этапов духовной жизни русского общества и стилевых исканий искусства.

 
 

Огромная историческая и стилевая дистанция

Но в феномене Римского-Корсакова поражает не только эта не ослабевающая с годами творческая энергия. Яркая и сильная художественная индивидуальность, композитор, создавший самобытный стиль и композиторскую школу, он вместе с тем, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, должен быть причислен и к крупнейшим мыслителям своего времени, поскольку в своем творчестве дал самостоятельное глубокое осмысление важнейших социальных, исторических, философских, духовно-нравственных проблем, волнующих русское общество последней трети XIX-начала XX в. и имеющих более широкое значение, выходящее за рамки данного исторического периода.

 
 

Открытие М. П. Мусоргского

И при этом главной темой всех его раздумий и творчества, постоянным объектом постижения была Россия - цельная и самобытная, стихия и культура в ней, поэзия ее природы и красота древних устойчивых форм народной жизни, трагические страницы ее истории и глубины национального характера души.

 
 

Музыкальное наследие Римского-Корсакова

Музыкальное наследие Римского-Корсакова объемно и многожанрово. Но центром его композиторских устремлений была опера. Именно этот жанр наиболее соответствовал его творческим намерениям, именно в нем максимально полно выразилась его художественная индивидуальность, именно опера нужна была ему для воплощения его картины мира, которую он мыслил и творил не в обобщенных образах-идеях, а в конкретных, чувственно осязаемых образах.

 
 

Случайные статьи

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Слепой эксперимент судьбы

Выбор, перед необходимостью которого поставлены фольклористы, жесток:…

Тезис о природном основании искусства

За его пределы попытался выйти Винкельман, хотя и он в значительной…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…