Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Очевидно, было в облике этого Бакизаки нечто напоминающее азиата-ростовщика на портрете, купленном художником Чартковым в повести Гоголя «Портрет», - та же изможденность и судорожность черт, та же затаенная сила, здесь спрятанная под внешней вкрадчивостью. Но было ли в нем то, над чем размышлял гоголевский герой, стремясь отдать себе отчет в том странном томительном впечатлении, которое производил на него приобретенный им портрет, или актеру удавалось избегать опасности излишнего натурализма, к которому толкала своих исследователей методика «натуральной школы»?
У настоящих мастеров водевиля среда обитания полностью отлагалась на создаваемых образах. Внешнее прорастало внутрь, а все внутреннее выявлялось на облике персонажа, сказывалось в чертах его лица, жестах, мимике, платье. Актер, как улитка, выносил свою среду вместе с собою на сцену, и не было нужды как-то особенно сосредоточиваться на изображении ее посредством декораций и мебели: создание среды осуществлялось через человека среды и входило в первейшую задачу актера.
Ранее всего именно в водевиле и его окружающих комедийных жанрах в актерском искусстве 1850-1860-х годов наметились две главные тенденции, связанные с именами В. В. Самойлова и А. Е. Мартынова.
Крупнейший из русских актеров середины XIX в., Мартынов обозначил в своем искусстве новый этап взаимоотношений театра с литературой, в основе которого лежало противодействие тенденциям социального детерминизма, высвобождение личности в ее самостоятельном историческом и нравственном значении. С поразительной полнотой раскрывая в водевиле тему страдающего «маленького человека», Мартынов продолжал ее в пьесах И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. Он мог, как свидетельствовал А. П. Григорьев, явиться «истинно великим трагическим артистом» в современной мелодраме К. Д. Ефимовича «Кащей, или Пропавший перстень», создав в ней образ старика-ростовщика Дряжкина - явление, одновременное и параллельное тем разработкам новой социально-психологической структуры человеческой личности, которые осуществлял в своих первых повестях Достоевский.
← Мартынов - комики и трагики | Водевильные корни комедии → |
---|