Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Каждый факт исполнения

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

Это, на первый взгляд загадочное, неприятие разительно не совпадает с восторженным приятием опер Вагнера русской аудиторией в начале XX в. Легче, вероятно, понять, почему и вагнеровская мифология, и его оперная реформа оказывались чужды Чайковскому с его стремлением к «чисто человеческому», нежели антивагнеровские заявления кучкистов, чьи интересы также были устремлены и к мифологии, и к оперно-рефор-маторским идеям.

На самом деле их отношения с Вагнером были отнюдь не однозначными. Тема «Вагнер - Мусоргский», например, почти не исследована, но очевидно, что пути двух величайших оперных реформаторов XIX в. не могли не пересечься, и важно, что Мусоргский, жестко осмеивавший «немецкий дух» в современности, тем не менее не сказал ни одного плохого слова о Вагнере, наоборот, возразил против полного негативизма Стасова-Балакирева-Кюи в отношении этого композитора. Еще более интересна и широка затронутая выше тема «Вагнер-Римский-Корсаков»: она может служить во многих отношениях моделью отношения русского художника прошлого столетия к современному ему зарубежному опыту.

Присутствие в непосредственной близости такого «контраргумента», как Вагнер, способствовало максимальному выявлению собственных музыкально-драматургических идей Римского-Корсакова. Так, без знакомства с «Кольцом Нибелунга» не было бы, по всей вероятности, «Млады» - предвестницы «Садко», без «Парсифаля» иным вышел бы «Китеж». «Бесконечной мелодии» Вагнера противопоставленно соответствует у Корсакова «бесконечная песенность», необычайным контрастам партитуры последней оперы Вагнера - необычайная стройность и цельность оперы-сказания, многомерности оркестровой полифонии немецкого композитора - богатейшая темброво-фактурная разработка тематизма.

И конкретнее: Gotterdammerung, концу вселенной «Нибелунгов» - конец Ретры и светлое шествие славянских божеств в «Младе», мощным маршам рыцарей Грааля - прозрачный звон китежских колоколов, «Isoldes Liebes-tod» - таяние Снегурочки. И так далее. Примечательно здесь то, что Римский-Корсаков наиболее отчетливо «отвечает» Вагнеру в самых глубинно-национальных своих операх, а не в более «европейских» «Серви-лии», симфонических произведениях - это ситуация, типичная для русской музыки и свидетельствующая о сущностном восприятии «чужих» идей об органичности их включения в свою картину мира.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Принцип подражания природе

Теперь автономность искусства понимается в определенном смысле как…

Социальные, политические и художественные задачи Бури

К нерасторжимому единству чувства и мысли присоединяется действие в…

Специфика фольклора

Каждый этап в истории культуры предполагает свое понимание…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…