Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
В нашем театроведении сложилось представление о театре изучаемой эпохи как о явлении крайне двойственном, непоследовательном в осуществлении своей реалистической программы. Разлад между уровнем актерского искусства и пренебрежением к художественной организации спектакля в целом, слишком вольное обращение исполнителей с пьесой, слишком активные их взаимоотношения с публикой истолковывались (во спасение престижа театра) как следствие дурных актерских привычек, недостатка культуры, а главное - административной небрежности дирекции императорской сцены.
При столь широком развитии повествовательно-изобразительных тенденций в других видах творчества - литературе, живописи и даже музыке - театр можно было упрекать в отставании от требований современного реализма уже на самом взлете его достижений и успехов, что мы и наблюдаем в тогдашней критике, читая А. Н. Баженова или А. И. Урусова. Тем более объяснимо негодование А. Н. Островского, новаторски искавшего в своих «пьесах жизни» слияния романа с драмой.
«Жизнь.. . такая, как она есть. . .» на самом деле, была гораздо полнее раскрыта даже в живописи, не говоря уже о литературе.
В картинах бытового жанра, что интересно отметить, можно было найти и более энергично выраженное режиссерское начало: динамично организованный образ среды, жизненно развернутую в пространстве и времени мизансцену, искусно построенные массовые сцены. Театру всего этого не хватало - у него были свои представления о правде.
И напротив, может скорее поражать та последовательность, с которой театр отстаивал при всех этих потерях свои принципы и свою миссию.
Его преданность человеку и в самом деле осознавалась как миссия, выраставшая из демократических традиций национальной сцены, заветов ее просветительского и романтического прошлого, из щепкинско-гоголевского понимания театра как кафедры, а актера-художника как глашатая добра и истины, внутри себя находящего всю полноту необходимых средств для гуманистического воздействия на действительность - от сатиры и до трагедии.
← Творческое богатство актерского театра | Режиссура в известной степени → |
---|