Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
На сцене осмысление анекдотического сюжета зависело всецело от творческой инициативы актера. Во время последних гастролей Мартынова в Москве А. Н. Баженов имел возможность сравнить его игру в роли Ладыжкина с игрой московского исполнителя той же роли П. М. Садовского. Его поразило, как по-разному звучала эта пьеса у двух актеров.
В заключительных словах Ладыжкина - Мартынова, пишет Баженов, «вылилась вся душа забитого судьбой человека, и глубокую, непередаваемую грусть унес он с собою за сцену. Та же грусть сообщилась и публике как заключительное впечатление, вынесенное из пьесы» ". Садовский же играл чрезвычайно реально, но видел в Ладыжкине посрамленного жулика, а не человека, заслуживающего сочувствия. После его исполнения, с горечью отмечает Баженов, «.. .зритель остается в самом веселом глумящемся настроении» Г. В том же смысле искусство Мартынова сопоставлялось и с игрой В. И. Живокини - другого выдающегося актера московской сцены: снимался «густой слой фарса», обнажалась драма.
М. С. Щепкин, который «первым стал нетеатрален в театре» (А. И. Герцен), говорил о Мартынове: «Вот она настоящая правда и простота! Нам до нее далеко!»
Подводя итог деятельности Мартынова, И. И. Панаев писал в «Современнике»: Мартынов «первый явился на русской сцене настоящим человеком, каков он есть в действительной жизни, в свои комические и трагические минуты. Мартынов показал нам в первый раз на сцене русского человека - помещика, купца, крестьянина, чиновника; он глубоко и верно, со всеми тончайшими оттенками, уловил черты каждого из этих сословий. Он обновил и оживил русскую сцену, он придал ей популярность, он дал ей смысл и значение» .
Определяя национальное качество актерского таланта, Ап. Григорьев видел его в «отзывчивости», усматривал его не столько в изысканности и тонкости манеры, в блеске техники, сколько в способности актера всегда иметь перед собою в виду «драму и личность».
← Подводя итог деятельности Мартынова | Метод «склеивания» → |
---|