В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Какова была специфическая природа миросозидательной деятельности изобразительного искусства в целом, определявшая его место в общих усилиях русской художественной культуры второй половины XIX в. выдвинуть свои представления о мире, о смысле бытия, о социальной действительности?
В изучаемый период, в особенности в его начале, было распространено и другое уподобление станковой картины, для нас тоже очень важное. Плоскость холста сравнивалась в этом случае не с окном, не с прозрачным стеклом, через которое можно наблюдать происходящее вокруг, а с зеркалом. Поставленное лицом к зрителю, оно позволяло видеть его судьбу, его помыслы и надежды, его идеалы и мечты. Но в то же время это зеркало обладало свойством отражать и самого художника, его душу, его представления о мире и о людях.
Еще одним соображением хотелось бы предварить изложение конкретного материала.
Будучи ближе к «окну» или к «зеркалу», картина в любом случае создает свой мир. Мир картины и картина мира - эти понятия, если придавать им категориальный смысл, разумеется, никак не тождественны. Более того, они обычно значатся по ведомству разных наук: искусствознания в одном случае и культурологии - в другом. Различны не только стоящие за ними явления духовной культуры, но и сам подход к их изучению.
По сравнению с возрожденческим мастером художник XIX в., в особенности второй его половины, был гораздо сильнее озабочен земною участью людей, а также жизненной судьбой отдельной личности. Растущее противостояние идеала и действительности сказывалось не только на содержательной структуре искусства, но и на образно-пластической концепции живописного произведения.