Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Стилевая архитектура

Таким образом, во второй половине XIX в. русский стиль превращается поистине во всенародное явление, захватывает все сферы строительной деятельности безотносительно к материалам, типам зданий, типам поселений. Это существенно отличает ситуацию архитектуры второй трети от второй половины прошлого столетия. В более ранний период русский стиль смог стать общенародным явлением лишь в культовом зодчестве. С ним связаны отход от классической чистоты стиля городской застройки и наиболее очевидные проявления романтизма в ансамбле русских поселений.

 
 

Проектирование и строительство общественных зданий

Во второй половине XIX в. храм остается типом зданий, с обликом, композицией, функцией которого соотносятся важнейшие мировоззренческие категории. Но он теряет уникальность из-за распространения русского стиля в гражданских городских постройках.

 
 

Членения и формы отдельного дома

До второй половины XIX в. граница между высоким и низким, главным и второстепенным в архитектуре определялась выключенностью из потока повседневности или принадлежностью к миру обыденного. Конечно, в чистоте подобное противопоставление никогда не существовало и не могло существовать. Однако каким бы значительным по объему и художественным качествам ни было крепостное и гражданское зодчество, в общественном сознании древнего мира и Средневековья главным оставалось культовое, связанное с воплощением космологических представлений или идеей бога.

 
 

Гражданский инженер

К. М. Быковскому, крупному московскому зодчему второй половины прошлого столетия, функциональный демократизм архитектуры кажется самым бесспорным ее достижением". Ему вторит В. В. Стасов. «Громадность и человечность той мысли, которая создала всемирные выставки. .. одно из всемирно-доброжелательных, истинно демократических созданий нашего века». Гражданский инженер Зосимовский видит главную задачу проектной деятельности в том, чтобы «массы нашего общества получили бы наконец возможность более сносного в материально-строительном отношении существования, чем мы это видим теперь».

 
 

Ведущие типы зданий в архитектуре второй половины XIX в.

Характеризуя зодчество второй половины столетия, следует отметить резкое увеличение числа типов зданий, связанных с удовлетворением бытовых, транспортных и т. д. нужд, - вокзалы, банки, биржи, торговые дома, пассажи, бани, больницы, фабрично-заводские здания. Значительное место в системе построек утилитарного назначения, содержательное и художественное значение которых резко возрастает, принадлежит многоквартирным доходным домам - массовому типу городского жилья.

 
 

Характеризуя зодчество

Во второй половине столетия, когда в условиях бурно развивающегося капитализма деятельность, связанная с удовлетворением повседневных потребностей и производством материальных благ, отражая практический «реальный» дух времени, начинает соотноситься с главными ценностными категориями, складывается выставка как самостоятельный вид архитектурного творчества.

 
 

Практическая задача

Иначе говоря, выставка смогла стать самостоятельным архитектурным типом, лишь преодолев прагматическую подчиненность служения целям повышения производительности труда и улучшения качества товаров. Только в процессе переосмысления социальной функции выставки и превращения ее из локального факта экономической жизни в общественное событие общенародного значения она становится самостоятельным явлением профессионального творчества: складывается тип выставочной экспозиции, выставочного здания, выставочного комплекса

 
 

Историзм, рост национального самосознания

Во второй половине XIX в. существует своя модель мира, яркое и определенное представление о мире. Но модель не структурная, а трудно поддающаяся структуризации понятийная модель. Сосредоточенность на конкретных вопросах, оставлявшая как бы за скобками общемировоззренческое ядро, объединявшее представителей разных социально-политических взглядов, отодвигает архитектуру за рамки основных художественных интересов, культурного сознания эпохи, давая основание Г. Зельдмайеру назвать одну из своих классических работ «Утрата середины» (дословный перевод; правильнее было бы ее перевести как утрата стержня, средостения - Veriust der Mitte).

 
 

Смысл процесса в постепенном превращении стилевой архитектуры

Конкретно-историческая доминанта, определяющая организацию среды паркового ансамбля, исключала нормативность и заданность приемов и форм, обязательных при оформлении городской среды. Семантика дворянского усадебного парка допускала, более того, предполагала разнообразие взглядов и индивидуализацию в значительно более широком диапазоне, чем это было возможно в городской застройке классицизма.

 
 

Конкретно-историческая доминанта

Рост самосознания личности и сопутствующее ему развитие историчности мышления, идей народности и национальности сопровождаются возникновением нового по отношению к типу усадебного, - частного (городского и загородного) парка - городского общественного, призванного удовлетворять потребности всех слоев населения. Новый парк возник как своеобразный симбиоз двух разнохарактерных явлений.

 
 

Рост самосознания личности

Владельцы и арендаторы городских садов второй половины столетия во многих случаях ставили задачу организации зрелищ, «способных в занятной, затейливой форме знакомить с завоеваниями новейшей техники и культуры». Новую программу отражает название балаганного театра, функционировавшего с 1873 г. на народных гуляньях на Царицыном лугу (Марсовом поле) в Петербурге под руководством А. Я. Алексеева-Яковлева, - «Развлечение и польза». А. Н. Бенуа приводит еще одно программное для второй половины прошлого столетия название аналогичного театра - «Просвещение и забава».

 
 

Стилистика представлений

Наряду с увеселительным городским общественным парком существует другой, являющийся разновидностью национального парка или Пантеона. Эта разновидность парка связана с темой национальной истории и национальной памяти. Для нее главным становится иной аспект семантики синкретичного усадебного парка - мемориальная функция. Иногда она интерпретируется скромно и однозначно: памятник историческому лицу или событию в центре небольшого сквера (сквер на площади Александрийского театра с памятником Екатерине II в Петербурге), иногда превращается в развитый мемориально-парковый ансамбль.

 
 

Своеобразный символ рая на земле

К семантике, стилистике и типу организации пространства пейзажного парка сентиментализма восходят не только генетически связанные с парком типы архитектурного творчества. Архитектурный процесс в XIX-начале XX в. протекает под знаком распространения свойственных первоначально лишь парковой архитектуре принципов на зодчество в целом по мере того, как выражаемые ею понятия приобретают господствующее значение в общественном сознании.

 
 

Символика форм

В храме Христа Спасителя значимо все. Особенности расположения. Поблизости от Кремля, но не в Кремле, в непосредственном соотношении с ним, но вне его - этим подчеркивалась связь с ним и отделенность от него, самостоятельность по отношению к нему. Храм Христа сооружается на одном с Кремлем берегу Москвы-реки и этим уподобляется собору Василия Блаженного, стоявшему на другой, восточной от Кремля стороне.

 
 

Единичные события

Сооружение храма Христа существенно изменило облик центра Москвы. Многоголосие кремлевских храмов и башен, собор Василия Блаженного, московские церкви и колокольни превращались в своеобразный аккомпанемент высившегося в историческом сердце Москвы исполина, контрастируя с его гигантскими размерами. Одновременно со строительством храма Христа и даже опережая его начинается обновление исторически сложившейся системы вертикалей церквей и колоколен, определявших неповторимый облик, силуэт и панораму Москвы.

 
 

Случайные статьи

Образный строй искусства

Взаимопереходы искусства с общими духовно-содержательными процессами…

Повышенная экспрессия жизни

Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и…

Новые возможности перед культурологией

А искусствоведение, изучая искусство в этом свете, открывает новые…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…