В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Таким образом, во второй половине XIX в. русский стиль превращается поистине во всенародное явление, захватывает все сферы строительной деятельности безотносительно к материалам, типам зданий, типам поселений. Это существенно отличает ситуацию архитектуры второй трети от второй половины прошлого столетия. В более ранний период русский стиль смог стать общенародным явлением лишь в культовом зодчестве. С ним связаны отход от классической чистоты стиля городской застройки и наиболее очевидные проявления романтизма в ансамбле русских поселений.
Во второй половине XIX в. храм остается типом зданий, с обликом, композицией, функцией которого соотносятся важнейшие мировоззренческие категории. Но он теряет уникальность из-за распространения русского стиля в гражданских городских постройках.
До второй половины XIX в. граница между высоким и низким, главным и второстепенным в архитектуре определялась выключенностью из потока повседневности или принадлежностью к миру обыденного. Конечно, в чистоте подобное противопоставление никогда не существовало и не могло существовать. Однако каким бы значительным по объему и художественным качествам ни было крепостное и гражданское зодчество, в общественном сознании древнего мира и Средневековья главным оставалось культовое, связанное с воплощением космологических представлений или идеей бога.
К. М. Быковскому, крупному московскому зодчему второй половины прошлого столетия, функциональный демократизм архитектуры кажется самым бесспорным ее достижением". Ему вторит В. В. Стасов. «Громадность и человечность той мысли, которая создала всемирные выставки. .. одно из всемирно-доброжелательных, истинно демократических созданий нашего века». Гражданский инженер Зосимовский видит главную задачу проектной деятельности в том, чтобы «массы нашего общества получили бы наконец возможность более сносного в материально-строительном отношении существования, чем мы это видим теперь».
Характеризуя зодчество второй половины столетия, следует отметить резкое увеличение числа типов зданий, связанных с удовлетворением бытовых, транспортных и т. д. нужд, - вокзалы, банки, биржи, торговые дома, пассажи, бани, больницы, фабрично-заводские здания. Значительное место в системе построек утилитарного назначения, содержательное и художественное значение которых резко возрастает, принадлежит многоквартирным доходным домам - массовому типу городского жилья.
Во второй половине столетия, когда в условиях бурно развивающегося капитализма деятельность, связанная с удовлетворением повседневных потребностей и производством материальных благ, отражая практический «реальный» дух времени, начинает соотноситься с главными ценностными категориями, складывается выставка как самостоятельный вид архитектурного творчества.
Иначе говоря, выставка смогла стать самостоятельным архитектурным типом, лишь преодолев прагматическую подчиненность служения целям повышения производительности труда и улучшения качества товаров. Только в процессе переосмысления социальной функции выставки и превращения ее из локального факта экономической жизни в общественное событие общенародного значения она становится самостоятельным явлением профессионального творчества: складывается тип выставочной экспозиции, выставочного здания, выставочного комплекса
Во второй половине XIX в. существует своя модель мира, яркое и определенное представление о мире. Но модель не структурная, а трудно поддающаяся структуризации понятийная модель. Сосредоточенность на конкретных вопросах, оставлявшая как бы за скобками общемировоззренческое ядро, объединявшее представителей разных социально-политических взглядов, отодвигает архитектуру за рамки основных художественных интересов, культурного сознания эпохи, давая основание Г. Зельдмайеру назвать одну из своих классических работ «Утрата середины» (дословный перевод; правильнее было бы ее перевести как утрата стержня, средостения - Veriust der Mitte).
Конкретно-историческая доминанта, определяющая организацию среды паркового ансамбля, исключала нормативность и заданность приемов и форм, обязательных при оформлении городской среды. Семантика дворянского усадебного парка допускала, более того, предполагала разнообразие взглядов и индивидуализацию в значительно более широком диапазоне, чем это было возможно в городской застройке классицизма.
Рост самосознания личности и сопутствующее ему развитие историчности мышления, идей народности и национальности сопровождаются возникновением нового по отношению к типу усадебного, - частного (городского и загородного) парка - городского общественного, призванного удовлетворять потребности всех слоев населения. Новый парк возник как своеобразный симбиоз двух разнохарактерных явлений.
Владельцы и арендаторы городских садов второй половины столетия во многих случаях ставили задачу организации зрелищ, «способных в занятной, затейливой форме знакомить с завоеваниями новейшей техники и культуры». Новую программу отражает название балаганного театра, функционировавшего с 1873 г. на народных гуляньях на Царицыном лугу (Марсовом поле) в Петербурге под руководством А. Я. Алексеева-Яковлева, - «Развлечение и польза». А. Н. Бенуа приводит еще одно программное для второй половины прошлого столетия название аналогичного театра - «Просвещение и забава».
Наряду с увеселительным городским общественным парком существует другой, являющийся разновидностью национального парка или Пантеона. Эта разновидность парка связана с темой национальной истории и национальной памяти. Для нее главным становится иной аспект семантики синкретичного усадебного парка - мемориальная функция. Иногда она интерпретируется скромно и однозначно: памятник историческому лицу или событию в центре небольшого сквера (сквер на площади Александрийского театра с памятником Екатерине II в Петербурге), иногда превращается в развитый мемориально-парковый ансамбль.
К семантике, стилистике и типу организации пространства пейзажного парка сентиментализма восходят не только генетически связанные с парком типы архитектурного творчества. Архитектурный процесс в XIX-начале XX в. протекает под знаком распространения свойственных первоначально лишь парковой архитектуре принципов на зодчество в целом по мере того, как выражаемые ею понятия приобретают господствующее значение в общественном сознании.
В храме Христа Спасителя значимо все. Особенности расположения. Поблизости от Кремля, но не в Кремле, в непосредственном соотношении с ним, но вне его - этим подчеркивалась связь с ним и отделенность от него, самостоятельность по отношению к нему. Храм Христа сооружается на одном с Кремлем берегу Москвы-реки и этим уподобляется собору Василия Блаженного, стоявшему на другой, восточной от Кремля стороне.
Сооружение храма Христа существенно изменило облик центра Москвы. Многоголосие кремлевских храмов и башен, собор Василия Блаженного, московские церкви и колокольни превращались в своеобразный аккомпанемент высившегося в историческом сердце Москвы исполина, контрастируя с его гигантскими размерами. Одновременно со строительством храма Христа и даже опережая его начинается обновление исторически сложившейся системы вертикалей церквей и колоколен, определявших неповторимый облик, силуэт и панораму Москвы.