Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Все изложенное выше, конечно, не более чем беглый обзор темы, попытка наметить основные ее очертания. Для углубленного раскрытия картины мира в русской музыке второй половины XIX в. необходимо было бы выявить особенности этой картины в творчестве каждого крупного мастера, гораздо подробнее проследить процессы, происходившие в не-композиторском творчестве, внимательнее отнестись к вопросу о значении западноевропейского опыта для становления национальной композиторской школы и т. д.
Автор отдает себе отчет в том, что в данном очерке преимущественное внимание сосредоточено на петербургских музыкантах, иногда в ущерб московским, и что в этом в какой-то мере сказываются личные пристрастия. Можно заметить, однако, что в рассматри- ваемый период Петербург был несомненным центром нового музыкального движения, так же как в следующую эпоху подобным центром стала Москва.
Есть некоторая декларативность в изложении тезиса о «всепроникающей интонационности» русской музыкальной культуры и связанном с ним особом, русском решении дилеммы «личного» и «всеобщего»; возможно, недостаточно доказанной остается мысль о значении много-слойности совокупного слухового опыта для формирования новой русской музыки и т. д. Решимся утверждать все же, что история искусства XX столетия подтверждает значимость этих категорий, что подлинно национальное музыкальное искусство нашего времени часто обнаруживает в отражении картины изменившегося мира те же смысловые подходы, те же основополагающие черты миропонимания.
← Театр и 1840-е годы | Каждый факт исполнения → |
---|