Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Чиновничье-бюрократическая прослойка, жизнь бедноты, обитателей городского «дна», быт и нравы крепостной и пореформенной деревни, включая сюда и низы ее и верхи, и крестьян и помещиков, ремесленная, мещанская среда - вот те сферы действительности, которые более всего привлекают к себе внимание авторов натуральной школы: Н. А. Некрасова, А. Ф. Писемского, Д. В. Григоровича, Я. П. Буткова, И. И. Панаева, А. Я. Кульчицкого, А. И. Пальма, А. П. Башуцкого, В. И. Даля (Казака Луганского), П. Н. Кудрявцева, В. А. Соллогуба, Е. П. Гребенки и ряда других.
Лишь на этом фоне можно уловить то общее, что сближает между собой Тургенева, Достоевского, Гончарова, Островского, и ясно увидеть, что именно разводит их в разные стороны.
Важнейшей особенностью искусства «натуральной школы» был его интерес к обыкновенным, массовым явлениям современной жизни, к герою типичному, а не индивидуальному.
В произведениях этого направления человек редко бывал противоречив изнутри - мир «натуральной школы» выявляет себя преимущественно в чистых типах. Человек в произведениях «натуральной школы» не рассматривается как величина, духовно настолько самостоятельная, чтобы иметь возможность не быть типом, а выступать как индивидуальность, обладающая неожиданностью реакций и поступков, т. е., следовательно, и развитой психологией.
Это создавало непреодолимые препятствия при обращении писателей этого направления к драматическому творчеству, при вторжении его эстетики в сферу театра.
← Писатели нового направления | Ярко проявляющаяся в художественной жизни середины века тенденция к демократизации искусства → |
---|