В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Называя основные приметы, стоит вспомнить еще один весьма распространенный мотив живописных произведений - мотив уходящих вдаль дороги, проселка, исхоженной тропы. На этот мотив уже очень давно обращают внимание специалисты, совершенно справедливо связывая его с важными содержательными свойствами художественного сознания России в изучаемую эпоху.
Та картина мира, которая возникала на полотне живописца, глядевшего на тоскливые осенние сумерки или на высокое летнее небо, на зреющую ниву или же на прохудившиеся соломенные крыши, эта картина мира могла внушать и радость, и печаль. Но в любом случае в ее основе оказывался образ народного бытия, непреходящего, как вечные законы природы.
Пейзаж в русской литературе этой эпохи, как это ни парадоксально, был в этом смысле гораздо крепче привязан к вещественным реалиям видимой природы. И если дело касалось не общих поэтических деклараций о смысле творчества и бытия, то не образ пространства как такового, а образ вполне конкретного времени, живущий «по эту сторону» горизонта в звуках, картинах и запахах, служил главным средством воспроизведения жизни.
Особое чувство «края родного» - это как раз то главное, что объединяло литературу и живопись, когда они оказывались лицом к лицу с русской природой, с деревенским пейзажем. И если рассуждать о параллелях и аналогиях, существовавших в этой сфере между различными видами искусства, то нужно обратить внимание в первую очередь именно на то, как общими усилиями писателей и художников формировался образ России, как он осознавался ввиду основной цели творчества .
Несколько лет тому назад группой по изучению русской художественной культуры Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания был задуман трехтомный историко-проблемный труд, посвященный русской художественной культуре второй половины XIX в.
Картина мира, образ мира, модель мира - все эти категории в гуманитарных науках, если только не подразумевают простую сумму эмпирических наблюдений, обычно ориентированы или на культурологию, на ее исследовательские цели и задачи, на изучение «типа культуры», или же на постановку общих философско-эстетических проблем художественного развития.
Стоит попутно заметить, что еще не так давно было принято довольно специфическим образом сопоставлять историческую эволюцию художественной картины мира с научной. Последняя выглядела сферой тех представлений человека о вселенной, о коренных свойствах бытия, которые, питаясь естественными науками, постоянно приближаются к истине и которые в своем рационализме являют самостоятельную, вполне надежную опору для целостной мировоззренческой ориентации личности, для ее поисков свободы.
Образ России и судьба человека - эти две, чаще всего очень крепко сцепленные друг с другом, темы явлены исследователю как раз в виде тех социальных, философско-нравственных, религиозных и художественных проблем, сквозь которые русская культура второй половины XIX в. осознавала свою главную созидательную силу, интегрирующую ее духовные потенции и заменившую собою целостность космогонической картины мира вселенной.
Народная Россия - это был в русском общественном сознании второй половины XIX в. тот общий «космос», на который были обращены и с которым были взаимосвязаны все «личные» картины вселенной. В отличие от планетарного образа мира он имел осязаемые пространственно-временные границы, но от того не лишался таинственной безграничности.
По сложившейся искусствоведческой традиции профессиональное искусство и народное творчество Нового времени, XIX в. в особенности, характеризуются обычно порознь, как две автономные художественные системы. Каждая из этих сфер культуры уже давно оказалась предметом самостоятельной дисциплины со своими исследовательскими принципами, со своим аналитическим аппаратом.
Искусствоведческого аспекта этой проблемы специалисты разных областей гуманитарного знания касаются очень часто (не обойден он и в предлагаемой книге). Речь обычно идет о взаимовлиянии и взаимодействии профессионального искусства и народного творчества, о значении этих контактов для поэтики и образного языка музыки, живописи, зодчества, о рождении пограничных форм творческой деятельности.
Вторая причина серьезнее и глубже. Представляло ли себя религиозное сознание прежде всего в качестве органического свойства народного миро-чувствия или же больше подчеркивало свою связь с философско-нравствен-ной традицией русской мысли (хотя в конечном счете обе эти позиции могли сходиться, каждая из них в духовной жизни России имела своих выразителей), и в том, и в другом случае оно внушало свои пути к достижению цельности человеческого бытия.
Общий взгляд на русское изобразительное искусство этого периода предполагает прежде всего самый привычный принцип его классификации - по жанрам. За этим принципом не только стойкая исследовательская традиция, но и судьбы исторического развития самого искусства, на которые влияли и расширяющиеся потребности художественного познания мира, и меняющийся общественный статус творческой деятельности.
Но та же тема России, взятая как заглавная цель творчества, как его идейная, нравственно-философская концепция, способствовала самоопределению жанров, обнажала логику развития основных формообразующих процессов. Скажем, суриковская «Боярыня Морозова» и репинский «Крестный ход в Курской губернии» - оба эти произведения были не только вдохновлены темой России, они были ее воплощением, существующим на том пределе жизненной полноты, за которым обозначенная ими картина мира могла бы утратить свою органическую почву, свою художественную плоть и превратиться в назидательную схему.
Россия и судьба человека - обе эти темы в искусстве, как и в других сферах духовной жизни, постоянно находились в очень сложных, драматических взаимоотношениях, каждая из них жаждала найти в другой ответ на свои собственные проблемы и, не находя их, еще более драматизировала и свое собственное содержание, и свое восприятие мира.