Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Мартынов, подобно последнему, полагал невозможным разделять актеров на комиков и трагиков, поскольку в жизни человека смешное и печальное, веселое и драматическое постоянно чередуются. «Все это перемешано в жизни. . . Тот не актер, кто не сумеет заставить вас и смеяться и плакать» ".
Выступая в водевильных ролях, Мартынов не разрушал художественную специфику жанра, но бесконечно обогащал ее. Аполлон Григорьев был поражен человечностью игры А. Е. Мартынова в пустейшем водевильчике С. П. Соловьева «Что имеем не храним»: «Кто не видал г. Мартынова в роли старика дяди в этом водевиле, тот не может судить о том, в какой высокой степени элемент драматический соединяется у нашего знаменитого артиста с чисто комическим. Это - чистая натура, вовсе без украшений, вовсе даже без эффектов». Драматический нерв во многих ролях Мартынова составляло столкновение униженности, немощи человека, его бесправия и беспомощности с попытками сохранить собственное достоинство, как это было, например, в водевиле «Ай да французский язык!» Н. И. Оникса, где предметом общих насмешек становится обиженный судьбой старичок, неудачно попытавшийся жениться ради куска хлеба.
Крупным художественным явлением в театре конца 50-х годов стал созданный Мартыновым образ чиновника Ладыжкина в одноактной комедии Е. И. Чернышева «Жених из долгового отделения». Актер вывел на сцену «маленького», забитого человека, по ошибке возомнившего себя избранником молодой богатой вдовушки и после короткого иллюзорного счастья снова возвращенного в свое ничтожество. «Гримом своим он изобразил полнейший тип Акакия Акакиевича ... - писал современник актера художник П. П. Соколов. - Мартынов загримировался разве только немного помоложе. Та же жалкая, запуганная физиономия, тот же потертый вицмундир, те же неторопливые и робкие движения.. .».
← Метод «склеивания» | Маленький человек → |
---|