Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура XIX века

В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.

Контраст между видом живого и сильного человека

Контраст между видом живого и сильного человека с крутыми плечами и смелым лицом и видом конспиративного «бумажного сора», в который втиснута его жизнь, должен был оказать на зрителя особенно раздражающее впечатление. И Репин усиливал эту тему, чувствуя в ней выражение «мертвости», «узости» интересующего его характера.

 
 

Сватовство майора

Припомним, что такая же физическая сближенность и такая же отъединенность людей была и в «Крестном ходе в Курской губернии», написанном в эти же годы. Мгновенно текущее время было там свое для каждой фигуры. Толпа там производила впечатление не «собррности», но жесткой скученности, люди были не объединены, но лишь стеснены друг от друга. И такое же понимание момента в «Аресте пропагандиста».

 
 

Поистине уникальные черты народовольческой серии Репина

В «массе» этой угадываются какие-то движения, головы сгрудились, но в стороны торчат то локоть понятого, что резко откинутая черная рука с фуражкой. Традиционно-предметный язык картины Репина как бы не позволяет ему достигнуть той меры гротескной экспрессии, которой смог достигать Федотов в своих «Игроках», однако в самом виде и темного и как бы копошащегося «клубка фигур» с арестованным в центре мы словно предчувствуем у Репина и такие художественные возможности.

 
 

Мгновенный срез

В целом же картины 1880-х годов можно назвать своего рода эпилогом народовольческой серии. Если в небольших картинах, задуманных в конце 1870-х годов, преобладали, пожалуй, вопросы, напряженные колебания в отношении к народническому движению, то для больших картин 1880-х годов характернее ответы на эта вопросы (чем, кстати, возможно, определялись и относительно большие их размеры). При этом если в небольших картинах, начатых в 1870-е годы, Репин скорее сам вырабатывал свое отношение к героям, то в 1880-е годы скорее «плыл в волнах» интеллигентских взглядов и мнений.

 
 

Масса интеллигенции

После 1 марта «проснулись все иррациональные чувства верноподданных» . По словам А. Н. Бенуа, на площадь Зимнего дворца со всего города стекался народ, и когда «императорский штандарт над главными воротами спустился, то все бросились на колени, и площадь огласилась рыданиями» , «сотни тысяч прошли в немом ужасе, преклоняя колена перед обставленным свечами гробом и прикладываясь к образку, который был положен в сложенные руки покойного».

 
 

А. Н. Бенуа

И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду и все-таки не делай насилия над другим». Народовольческие картины Репина 1880-х годов непосредственно соприкасаются с подобными настроениями. Они проникнуты неприятием самой «атмосферы заговоров», атмосферы насилия и мрака, «противоположной любви», естественной человеческой жизни, свету. Известное примирение наступает лишь в конце десятилетия, когда Репин создает окончательный вариант «Не ждали», в последний раз переписав на том же холсте лицо вернувшегося ссыльного.

 
 

Евангельская ассоциативность

Но как же интерпретирована эта «вечеря»? Для того чтобы это понять, полезно сопоставить полотно с другой картиной того же 1883 г. - первым небольшим вариантом «Не ждали», с фигурой девушки в качестве центрального персонажа. (Холст этот был переписан Репиным в более поздние годы, и сейчас почти невозможно судить, мужская или женская фигура являлась первоначально перед сидящими в комнате.)

 
 

Преобладающее настроение

Прямая антитеза этому свету - сгущенно-мрачная атмосфера «Сходки». Если говорить о современном (а не евангельском) «плане» происходящего, то здесь опять своеобразная подстановка названия. Изображена никакая не сходка, ибо сходками называли в те годы многолюдные собрания студенческой молодежи, где читали вслух, знакомились или, чаще всего, обменивались книгами.

 
 

Прямая антитеза

Приподнимало ли этих людей уподобление их участникам «Тайной вечери»? Приподнимало, поскольку речь по-прежнему шла о жертвах, о людях, обрекших себя на мучения и гибель, причем не ради эгоистических целей. Но в то же время они и контраст своим евангельским прототипам, погрязшие во мраке заговоров и предательств, недооценки своей и посягательств на чужие жизни.

 
 

Этапы развития Репина

Темы «света» и «тьмы» в особенности усиливаются тогда, когда мы погружаемся в подробности фабулы и связанных с ней евангельских ассоциаций. Я уже говорил, что изображенная сцена должна была вызывать в воображении зрителя распространенные в мировой иконографии эпизоды «узнавания близкими воскресшего из мертвых героя». Ведь именно об этом идет речь в картине Репина и именно это подчеркивается несколькими недвусмысленными деталями!

 
 

Темы «света» и «тьмы»

О том, какой это проступок, художник сказал нам, повесив на стену легко узнаваемую фотографию с убитым царем - ту самую, о которой вспоминал А. Н. Бенуа и которая после 1881 г. «многие годы» висела в России не только по «кабинетам» высшего слоя, но даже и по «каморкам» горничных. Фотография «расшифровывает» нам сугубо сегодняшний (для тогдашнего зрителя) «план» событий. Царь убит, виновные в его убийстве повешены.

 
 

О том, какой это проступок

Вопрос оставался тогда еще вполне нерешенным. Вернувшийся или «воскресший» - не только убийца, но и страдалец. Однако в той ранней версии его образа, от которой Репин впоследствии отказался, подчеркивалась, очевидно, нераскаянность человека, те самые черты упрямства или гордыни, о которых писал Степняк-Кравчинский. Один из рецензентов 1884 г. писал, что в лице вернувшегося «чувствуется надломленная, но еще не сокрушенная сила».

 
 

Диссонанс оказался смягченным

Этот диссонанс оказался смягченным после окончательной переписки картины в конце 1880-х годов, хотя до конца избавиться от него художник так и не смог. Для этого пришлось бы отказаться от самой идеи картины, от противопоставления темного мира «преступлений и заговоров» и светлого - естественного и мирного существования.

 
 

Образ праздника в русской литературе

Художественное наследие критического реализма обычно рассматривается как особая страница отечественной культуры. Преимущественное внимание к теневым и драматическим сторонам народной жизни, изображение душевных страданий, сословного и морального отчуждения личности, осознанные как гражданский долг и служение общественное пользе, - все это, казалось бы, должно было предопределить прозаическую будничность литературного повествования, поэтического слова, изобразительного и музыкального образа.

 
 

Темнота лица и фигуры

Образ праздника является перед нами не только спутником важнейших моментов раскрытия замысла - он воистину универсален во множестве его жизненных проявлений: в переживании праздника соединяются глубоко личные и всеобщие, сословные и общенародные начала, неизменность традиции ищет доступа в переменчивую стихию современности, история глядится в зеркало противоречивой действительности переходного периода.

 
 

Случайные статьи

Мысли Н. З. Чавчавадзе

А это потребовало от них особых изысканий, уже выходящих за границы…

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Мыслительные операции

Наблюдения первых музыкальных этнографов, к примеру, заставших во…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…