В данной категории Вы можете узнать всю информацию о русской художественной культуре второй половины XIX века. Вы узнаете как пишется картина мира, как основывается образ России, а также узнаете все о влиянии судьбы человека на культуру.
Интересно, что творчество самого Ф. Шинкеля не переставало привлекать русских зодчих, начиная с эпохи русского классицизма и вплоть до полной победы новых тенденций в архитектуре. Несмотря на приверженность Шинкеля античным прообразам, современники очень чутко улавливали разницу между поздним русским классицизмом с его традиционными типологическими схемами и стремлением Шинкеля по-новому трактовать античность, минуя палладианство и усвоив бесконечное разнообразие античных объемно-пространственных решений.
«В 20-х годах настоящего столетия открытие Стюартом и Ревельом действительного греческого стиля расширило пределы тогдашней классической архитектуры, показав, что и вне 5-ти ордеров Виньолы есть чему поучиться.
«В начале тридцатых годов, - писал в 1874 г. Л. Даль, - вошедшая тогда в моду средневековая архитектура, под названием готической, явилась сначала на альбомных рисунках, а потом и при устройстве маленьких часовен, гротов и проч. незначительных построек, вошедши в употребление, как нечто новое, она вскоре возбудила всеобщее внимание своею осмысленностью; ее стали разрабатывать и изучать и разделили в историческом отношении на романскую и готическую а затем еще на более мелкие подразделения и отдельные школы.
Интересно, что в художественной культуре Англии наблюдались архитектурные процессы, которые были во многом близки стилевым поискам в русской архитектуре, хотя и отличались по внешним приметам. Речь идет об отношении к наследию средневековья как к основе для возрождения современного национального зодчества и особом внимании к народной архитектуре и народным традициям строительства, включая сюда использование традиционных планировочных схем, строительных материалов и конструкций.
С 1870-х годов Россия переживает своего рода музейный бум. Позитивный дух времени заставляет интеллигенцию обратить особое внимание на музеи, на научность экспозиции и отделки музейных залов. Высокие требования, предъявляемые к достоверности архитектурного оформления, вызваны разными причинами: отношением к нему как к экспонату, представлением о значительности функции музея, ибо, как подчеркивал В. В. Стасов, «последняя цель у них у всех всегда одна и та же - познание человека, познание природы.
Поэтому к разработке программ оформления залов Исторического музея были привлечены ведущие историки. Поэтому наряду с научно достоверной отделкой каждого зала самостоятельное значение придавалось живописи и скульптуре, которые бы помогли воссоздать во всей исторической неповторимости важнейшие события истории народа.
Аналогична по принципам, но отлична по формам архитектурная отделка залов русской истории. Владимирский зал Исторического музея «богато орнаментирован гипсовыми прилепами, представляющими точные копии прилеп Дмитриевского собора во Владимире; плафон зала украшен орнаментом, скопированным с древнего орнамента Успенского собора. Древний прорезной золоченый крест с главы того же собора украшает середину зала.
Характерно название, утвердившееся за отечественными национальными выставками, - художественно-промышленные. В этом определении заключено зерно миропонимания второй половины XIX в., еще раз подтверждающее факт осознания себя веком науки, промышленности и искусства.
Универсальности представляемой на выставках картины мира соответствовала универсальность их назначения.
На крупных отечественных выставках, особенно всероссийских, сооружались поражавшие воображение современников огромные прозрачные павильоны из стекла и металла (Морской павильон на Политехнической выставке в Москве, архитектор А. И. Монигетти, инженер Н. И. Путилов, спроектирован в подражание Хрустальному дворцу. Главный павильон выставки 1882 г. в Москве, перевезенный затем на выставку 1896 г. в Нижнем Новгороде, повторял схему главного павильона Всемирной выставки 1867 г. в Париже).
На протяжении второй половины XIX в. в архитектуре павильонов сталкиваются противоположные тенденции, характерные для отечественного зодчества в целом: тяготение к конструктивно-техническим новинкам, к мировому опыту и отталкивание от него. В архитектуре выставок победа безраздельно остается за национальным направлением.
Выставка, будучи одним из самых ярких проявлений народности в архитектуре, демонстрирует одновременно рост самосознания личности недворянских сословий. Впервые представившаяся в предреформенное десятилетие возможность выставить плоды своего труда, изобретательской или предпринимательской сметки не в ряду других на общем стенде, а в отдельной витрине или павильоне, превращались в символ значительности социальной миссии средних и низших классов в современном мире не только как частицы совокупной деятельности определенного социального слоя, но и как отдельных его представителей.
Иной аспект народности, связанный с поэтикой «ярмарочно-феерического» стиля представлений балаганных и увеселительных народных городских театров, демонстрирует искусство выставочной экспозиции. Наряду с фабричными зданиями и некоторыми другими типами сооружений кирпичного «стиля» она принадлежит к немногим видам архитектурного творчества второй половины XIX в., где зарождается новый принцип формообразования, свойственный уже XX в.
На выставке 1870 г. в Петербурге экспонировалась огромная свеча с шандалом в несколько сажен высотой, сложенная из множества мелких свечек и украшенная стеариновой бахромой. Принципы проектирования экспозиций внутри общих больших павильонов распространяются на принципы проектирования отдельных павильонов. В рекламные символы превращаются павильоны-шахты, павильоны-самовары, бутылки, шестерни, вен-тели, нефтяные вышки, винные гроты.
В принципиальной взаимопревращаемости высокого и низкого, своеобразной модификации равнозначности - характерного признака архитектурного стиля второй половины XIX в. - обнаруживается специфическая, в определенной степени родственная фольклорно-мифологической природа архитектурного жанра выставок. Само собой разумеется, типологическое родство ни в коем случае не может рассматриваться как «возвращение».
При описании выставок упоминались частные павильоны - один из ярких, рожденных второй половиной XIX в. способов выражения судьбы человека и самовыражения личности средствами архитектуры. Столь же характерен для этого периода иной тип выражения исторической роли личности - создание монументов великим людям и поворотным событиям национальной истории: в этом явлении столь же выпукло, как и в только что описанном, дает о себе знать убеждение, что историю творят народ и его великие представители.