Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Для того чтобы иначе увидеть картину мира и, не порывая с принципом верности правде действительной жизни, охватить этот мир в большем объеме, глубокой исторической перспективе, для того чтобы открыть в самой личности нечто не покрываемое понятием среды, однако входящее в состав реальности, нужна была новая точка зрения на природу человека и диалектику исторических процессов в сравнении с той, которой обладала «натуральная школа».
Она будет развиваться в русском искусстве, в литературе и театре прежде всего, параллельно практике «натурального» направления, и нельзя сказать, чтобы уж вовсе без всякого с ним взаимодействия, без усвоения его открытий, - напротив. Но это будет все же иная точка зрения, иная методология, иная художественная концепция взаимоотношений человека и общества.
Русская общественная жизнь второй половины XIX в., полная самых жестоких противоречий, постоянно приближающихся в силу внутренней своей неизбежности к порогу своего разрешения и все-таки не разрешающихся, загнанных внутрь, прорастающих во все сферы сознания и психологии, открывала искусству такой широкий простор для наблюдений и размышлений на тему «среда и личность» и так актуализировала эту тему, что она не могла быть исчерпана в пределах одной типовой модели.
Правда действительной жизни породила внутри реализма ряд разнотипных художественных структур, полемически соотносящихся друг с другом.
Уже начиная с 1840-х годов, а затем в 1850-1860-е как в литературе, так и в театре разворачиваются искания, размывающие границы «натурального» направления. Возникает широкое поле взаимодействий, в котором среда определяется как фактор, обладающий огромной разрушительной силой, тогда как значение человека раскрывается искусством далеко не сразу, являясь его главной и самой больной проблемой на протяжении ближайших десятилетий.
Развитие литературных и театральных форм во второй половине XIX в. непосредственно связано с тем, какие изменения происходят в концепции человека и среды, касающиеся веса, значения, активности этих величин относительно друг друга.
← Понятие правды | Писатели нового направления → |
---|