Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Способность художника

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

Для того чтобы иначе увидеть картину мира и, не порывая с принципом верности правде действительной жизни, охватить этот мир в большем объеме, глубокой исторической перспективе, для того чтобы открыть в самой личности нечто не покрываемое понятием среды, однако входящее в состав реальности, нужна была новая точка зрения на природу человека и диалектику исторических процессов в сравнении с той, которой обладала «натуральная школа».

Она будет развиваться в русском искусстве, в литературе и театре прежде всего, параллельно практике «натурального» направления, и нельзя сказать, чтобы уж вовсе без всякого с ним взаимодействия, без усвоения его открытий, - напротив. Но это будет все же иная точка зрения, иная методология, иная художественная концепция взаимоотношений человека и общества.

Русская общественная жизнь второй половины XIX в., полная самых жестоких противоречий, постоянно приближающихся в силу внутренней своей неизбежности к порогу своего разрешения и все-таки не разрешающихся, загнанных внутрь, прорастающих во все сферы сознания и психологии, открывала искусству такой широкий простор для наблюдений и размышлений на тему «среда и личность» и так актуализировала эту тему, что она не могла быть исчерпана в пределах одной типовой модели.

Правда действительной жизни породила внутри реализма ряд разнотипных художественных структур, полемически соотносящихся друг с другом.
Уже начиная с 1840-х годов, а затем в 1850-1860-е как в литературе, так и в театре разворачиваются искания, размывающие границы «натурального» направления. Возникает широкое поле взаимодействий, в котором среда определяется как фактор, обладающий огромной разрушительной силой, тогда как значение человека раскрывается искусством далеко не сразу, являясь его главной и самой больной проблемой на протяжении ближайших десятилетий.

Развитие литературных и театральных форм во второй половине XIX в. непосредственно связано с тем, какие изменения происходят в концепции человека и среды, касающиеся веса, значения, активности этих величин относительно друг друга.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Целостно-человеческое духовное содержание

Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе,…

Глобальные процессы динамики культуры

На относительность дилеммы и подвижность соотношения в культуре…

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…