Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
В литературе или живописи произведение возникает как результат уединенного индивидуального труда. Картина мира встает перед сознанием читателя или зрителя со страниц романа или с полотна живописца, сохраняя свою независимость, не исчерпываясь возможностями ее воспринимающего субъекта, тогда как в театре, где господствует принцип действенно-игрового отражения действительности, произведение подчиняется законам пространства и времени. Оно возникает перед глазами зрителей в процессе непосредственного исполнения и столь же непосредственного восприятия, не поддается отчуждению и само имеет тенденцию к тому, чтобы превратиться в процесс.
Режиссура в известной степени обладает стабилизирующими началами, ставя все элементы спектакля в функциональную связь друг с другом. Летучий элемент актерского творчества, в котором и воплощена сиюминутность искусства театра, энергии его временного существования, его устремленность за пределы рампы, как бы попадает в клетку общего режиссерского решения, удерживается и уплотняется в системе целого, срастается с пьесой, ее содержанием и ее характерами.
В системе театра второй половины XIX в. мы наблюдаем другие закономерности.
Спектакль складывается здесь как сочетание отдельных самостоятельных актерских исполнений. Разнообразие индивидуальных трактовок создает широкий спектр художественных впечатлений, поглощаемых зрительным залом. В сознании зрителей картина обретает свою полноту. Однако угол зрения на мир в этом театре иной, чем в режиссерском: все процессы, происходящие в реальной действительности, здесь олицетворены в человеке, даются только через образ человека и его судьбу. Режиссура вписывает человека в нечто большее и обширнейшее, чем он сам: в исторический процесс, в быт с его конфликтами, в нравственные и общественно-политические проблемы века.
Потребность раскрыть объективный драматизм жизни станет стимулом для возникновения реалистической режиссуры на рубеже XIX-XX вв. Среда обитания, вещественный, материальный быт, устройство жизни примут на себя (во всяком случае, поначалу) не меньшую, а то и большую смысловую нагрузку, чем человеческий образ.
← Режиссура в известной степени | Понятие правды → |
---|