Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
«Надобно заметить, что петербургская архитектура в последнее время сделала большой шаг в отношении изящества и комфорта. Может быть, увеличивающиеся потребности и роскошь дают теперь большие средства и свободу архитекторам. Петербург вообще улучшается и украшается, видимо, с каждым годом.
Новые постройки петербургские носят уже характер: они не имеют однообразного казарменного вида, к которому иногда, для придания роскоши зданию, прибавляли в середине шесть колонн, поддерживавших треугольный фронтон. Нельзя сравнить аристократические дома старой постройки с новыми» .
Эти строки из «Современника» почти целиком соответствуют известной строфе А. К. Толстого из поэмы «Портрет», без которой еще недавно не обходилось ни одно исследование, посвященное архитектуре второй половины XIX в.
В мои ж года хорошим было тоном Казарменному вкусу подражать, И четырем или осьми колоннам Вменялось в долг шеренгою торчать Под неизбежным греческим фронтоном.
Несравненно менее известна, однако, другая строфа из той же поэмы А. К. Толстого, которая обычно реже приводится в архитектурных трудах:
В своем дому любил аристократ Капризные изгибы и уступы, Убранный медальонами фасад, С гирляндами колонн ненужных купы. На крыше ваз или амуров ряд, На воротах причудливые группы. Перенимать с недавних стали пор У дедов мы весь этот милый вздор".
Другим направлением была своего рода «русификация» петербургского архитектурного пейзажа, благодаря обращению к образцам допетровского зодчества, что уже не имело никакой опоры в градостроительной истории Петербурга.
← Подворье, построенное А. М. Горностаевым | Смешанный стиль → |
---|