Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Изменения в восприятии зодчества, как известно, коснулись и коренных перемен в восприятии города и городского пространства ". То, что еще недавно строилось на глазах у современников из красного кирпича и белого камня, штукатурилось, белилось, окрашивалось в традиционные для классицизма желтый, палевый, серый (дикий) тона, вдруг почти внезапно стало восприниматься как устаревшее и «казенное».
Идеальный строй Петербурга, с цепью классических зданий, замкнувших круг невской панорамы, еще недавно восхищавший современников, перестал восприниматься идиллически, таким, каким представал он на многочисленных гравюрах и литографиях первой трети XIX в. В нем стали видеть не гармонию и строгость, а холодность и «единообразие», воплощавшее представление современников о николаевской эпохе.
Новый взгляд на город сближал изобразительное искусство и русскую литературу, профессионалов и дилетантов. Можно целыми страницами цитировать высказывания русских писателей о Москве и Петербурге, в сравнительном анализе которых они находили все новые и новые грани. Несравненно сложнее разглядеть за ними те идеи, которые стояли за панегириками той или другой столице. Было бы проще всего связывать их с полярными идейными позициями западников и славянофилов, рассматривая Петербург и Москву как вещественное воплощение художественных и общественных идей тех и других. Однако на самом деле все обстояло несравненно сложнее и картина архитектурных взглядов эпохи вовсе не была такой однозначной.
Об этом свидетельствуют слова Д. Веневитинова, написанные им в письме в феврале 1827 г.: «Это один из лучших дней, проведенных мною в Петербурге. Целое утро я гулял под великолепным солнцем с А. Хомяковым. .. Весь город казался освещенным двумя огромными свечами - шпилями
← Изменения в восприятии зодчества | Старые камни → |
---|