Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

«Новомодные» украшения

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Изменения в восприятии зодчества, как известно, коснулись и коренных перемен в восприятии города и городского пространства ". То, что еще недавно строилось на глазах у современников из красного кирпича и белого камня, штукатурилось, белилось, окрашивалось в традиционные для классицизма желтый, палевый, серый (дикий) тона, вдруг почти внезапно стало восприниматься как устаревшее и «казенное».

Идеальный строй Петербурга, с цепью классических зданий, замкнувших круг невской панорамы, еще недавно восхищавший современников, перестал восприниматься идиллически, таким, каким представал он на многочисленных гравюрах и литографиях первой трети XIX в. В нем стали видеть не гармонию и строгость, а холодность и «единообразие», воплощавшее представление современников о николаевской эпохе.
Новый взгляд на город сближал изобразительное искусство и русскую литературу, профессионалов и дилетантов. Можно целыми страницами цитировать высказывания русских писателей о Москве и Петербурге, в сравнительном анализе которых они находили все новые и новые грани. Несравненно сложнее разглядеть за ними те идеи, которые стояли за панегириками той или другой столице. Было бы проще всего связывать их с полярными идейными позициями западников и славянофилов, рассматривая Петербург и Москву как вещественное воплощение художественных и общественных идей тех и других. Однако на самом деле все обстояло несравненно сложнее и картина архитектурных взглядов эпохи вовсе не была такой однозначной.
Об этом свидетельствуют слова Д. Веневитинова, написанные им в письме в феврале 1827 г.: «Это один из лучших дней, проведенных мною в Петербурге. Целое утро я гулял под великолепным солнцем с А. Хомяковым. .. Весь город казался освещенным двумя огромными свечами - шпилями

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Анти культура

Это относится, несомненно, и к нашей, социалистической культуре.…

Пластические находки

Буквально все, до последней былинки, обозначенной автором, влечет…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…