Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

«Новомодные» украшения

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Изменения в восприятии зодчества, как известно, коснулись и коренных перемен в восприятии города и городского пространства ". То, что еще недавно строилось на глазах у современников из красного кирпича и белого камня, штукатурилось, белилось, окрашивалось в традиционные для классицизма желтый, палевый, серый (дикий) тона, вдруг почти внезапно стало восприниматься как устаревшее и «казенное».

Идеальный строй Петербурга, с цепью классических зданий, замкнувших круг невской панорамы, еще недавно восхищавший современников, перестал восприниматься идиллически, таким, каким представал он на многочисленных гравюрах и литографиях первой трети XIX в. В нем стали видеть не гармонию и строгость, а холодность и «единообразие», воплощавшее представление современников о николаевской эпохе.
Новый взгляд на город сближал изобразительное искусство и русскую литературу, профессионалов и дилетантов. Можно целыми страницами цитировать высказывания русских писателей о Москве и Петербурге, в сравнительном анализе которых они находили все новые и новые грани. Несравненно сложнее разглядеть за ними те идеи, которые стояли за панегириками той или другой столице. Было бы проще всего связывать их с полярными идейными позициями западников и славянофилов, рассматривая Петербург и Москву как вещественное воплощение художественных и общественных идей тех и других. Однако на самом деле все обстояло несравненно сложнее и картина архитектурных взглядов эпохи вовсе не была такой однозначной.
Об этом свидетельствуют слова Д. Веневитинова, написанные им в письме в феврале 1827 г.: «Это один из лучших дней, проведенных мною в Петербурге. Целое утро я гулял под великолепным солнцем с А. Хомяковым. .. Весь город казался освещенным двумя огромными свечами - шпилями

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Анализ процессов опредмечивания человека в создаваемом им предметном мире

Критикуя недостаточную обоснованность ряда концепций, он решает…

Общинный образ жизни

Художественное производство как таковое (Маркс) складывается лишь на…

Слепой эксперимент судьбы

Выбор, перед необходимостью которого поставлены фольклористы, жесток:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…